Специальность (домра,балалайка)

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»
Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Специальность»
Срок реализации: 6 лет
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Народные инструменты» (домра, балалайка)
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет

Составители:
- преподаватель МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Гречишникова Г. Н.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.

г. Костомукша
2021 г.

1

I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» разработана с учетом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на домре, балалайке в ДМШ.
Учебный предмет «Специальность» выполняет значимую роль в образовательном
процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на домре
и балалайке, ориентирован на интеллектуальное развитие обучающегося. Программа
ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение
интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкальноисполнительских знаний, умений, навыков. Учебный предмет «Специальность» входит в
число обязательных предметов.
Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный
подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и
организовать учебный процесс с учетом музыкальных способностей обучающихся.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на
дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие
творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков,
расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям,
развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом
формы ансамблевого музицирования.
Образовательное учреждение имеет право реализовать программу в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам.
Актуальность
предлагаемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы определяется запросом со стороны обучающихся на
программы художественного развития. Формирование интереса к музыкальному
искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской
культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей
музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.
Новизна программы:
- формирование общей культуры обучающихся, эстетического вкуса, культуры
свободного досуга;
- привлечение детей к художественному образованию;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к
самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности
самовыражения через творчество.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ
лежит принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей
и возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться. Рекомендованный
возраст детей, участвующих в реализации программы – 6,5-18 лет. Рекомендованный
возраст для поступления – от 6,5 лет.

2

Программа предусматривает не только усвоение практических инструментальных
навыков, но и обеспечивает общее музыкальное воспитание ребенка, приобщая его к
музыке, развивая его творческие способности, расширяя уровень музыкальной эрудиции.
Основными принципами отбора музыкального материала являются художественная
ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно.
Педагогическая целесообразность:
- программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход
к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать
учебный процесс с учетом индивидуальных, возрастных и музыкальных способностей
обучающихся;
- занятия способствуют приобщению к мировому и национальному культурному
наследию.
Срок реализации учебного предмета.
Срок обучения составляет 6 лет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается
31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет
39 недель. Продолжительность занятий в 1 классе составляет 34 недели, со 2 по 6 классы 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 836 часов. Из них: 418 часов –
аудиторные занятия, 418 часов – самостоятельная работа, направленная на изучение
предмета (выполнение домашнего задания обучающимися, посещение обучающимися
учреждений культуры – филармоний, театров, концертных залов, музеев, участие детей в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности).
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия
 для обучающихся 1 - 6 классов – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка)
 для обучающихся 1 - 6 классов – от 2-х часов в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид
учебной
работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Внеаудиторная
(самостоятельная
работа)
Максимальная
учебная нагрузка

1-й год
1
2
16
18
32
36
32
36

2-й год
3
4
16 19
32 38
32 38

64

64

72

3-й год
5
6
16 19
32 38
32 38

76 64

76

Всего
часов
4-й год
7 8
16 19
32 38
32 38

5-й год
9
10
16 19
32 38
32 38

6-й год
11 12
16 19
32 38
32 38

418
418

64 76

64

64 76

836

76

3

Форма проведения учебных занятий.
Индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока для детей - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в
соответствии с особенностями развития каждого ученика. Режим занятий: два урока в
неделю, в музыкальной школе.
Цель: развитие личности ребенка, формирование знаний, умений и навыков игры
на домре, балалайке.
Задачи:
- обучающие:
- формирование навыков игры на домре, балалайке с их последующим применением;
-формирование личности ребенка, развитие познавательного интереса к народному
творчеству;
- накопление запаса музыкальных впечатлений;
- обогащение обучающихся знаниями в области музыкального исполнительства;
- подготовка обучающихся со средними способностями к самостоятельному творчеству.
- развивающие:
- формирование музыкально-интеллектуальных качеств;
- развитие эмоциональности, художественно-образного мышления;
-организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов обучающихся;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры обучающихся.
- воспитательные:
- воспитание грамотных слушателей;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры и личности юного музыканта;
-развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, создание
условий для успешной социальной адаптации детей.
Обоснование структуры программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его
возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и
реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на
инструменте);
- практический (работа на инструменте, выработка игровых навыков, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
4

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях сольного исполнительства на домре, балалайке.
Описание материально-технических условий реализации Программы.
Материально-техническая
база
ДМШ
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения имеют достаточную
звукоизоляцию, своевременно ремонтируются. В ДМШ имеется концертный зал. Имеются
музыкальные инструменты (домры и балалайки).
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- хорошо освещенных учебных кабинетов;
-музыкальных инструментов - домры, балалайки, пианино;
- пюпитров для нот и подставок для ног;
- письменного стола и стульев для преподавателя и учеников, шкафов для хранения нот и
методической литературы;
- проигрывающего устройства для прослушивания CD- и DVD-дисков (в кабинетах, где
есть компьютер, магнитофон).
Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие:
- нотной литературы, учебных сборников и пособий;
- методической литературы;
- дидактических материалов (наглядные пособия, таблицы, карточки и т.д.);
- музыкальных произведений для прослушивания на уроке.
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения.
Учебная программа по предмету «Специальность» музыкальный инструмент
«Домра, Балалайка», рассчитана на 6 лет. В распределении учебного материала по годам
обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и
умения в изучении нового материала. Формирование обучающихся умений и навыков
происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до
самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Первый класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса: приобретение первоначальных навыков игры на инструменте:
- знакомство с историей создания домры, балалайки;
- освоение нотной грамоты;
- постановка рук;
- освоение основных приёмов звукоизвлечения;
- игра пьес, гамм, упражнений;
- воспитание слухового контроля.
В течение учебного года обучающийся должен ознакомиться с гаммами и
арпеджио: Ми-мажор, Ля-мажор в одну октаву первой позиции; 1-2 этюда с простым
ритмическим рисунком; 4-6 лёгких пьес разного характера.
Выбор репертуара зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой за
исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте, исполняются 2-3 произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5

№
п/п.

Название разделов и тем

Вводная беседа. Донотный период
обучения
2.
Развитие
музыкально-творческих
способностей
3.
Нотный период обучения
4.
Техническое
и
музыкальное
развитие обучающихся
По полугодиям:
контрольный
урок/академический концерт
Итого:
1.

Всего
часов
6

Теоретич
еские
часы
2

Практич
еские
часы
4

Урок

15

3

12

Урок

25
20

4
3

21
17

Урок
Урок

2

0

2

Контр. ур./
академ. конц.

68

12

56

Формы
аттестации/ко
нтроля

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа. Донотный период обучения.
Знакомство с инструментом трёхструнная домра, балалайка: история создания, изучение
частей домры, балалайки; принцип звукоизвлечения; представление о музыкальном звуке:
высота, длительность, динамика; демонстрация звучания инструмента, его возможностей.
Выработка правильной посадки за инструментом (организация игрового аппарата,
правильная опора, свобода корпуса). Изучение упражнений для освоения свободного
положения корпуса, сгибания руки в локтевом суставе, свободных вертикальных и
наклонных движений кисти правой руки. Выработка упражнений на сгибание и
растяжение пальцев левой руки, правильная постановка их на грифе.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Слушание музыки с последующим анализом их характера, разучивание и пение
простейших песен, мелодий; прохлопывание ритма и подбор его по слуху на домре,
балалайке. Мажорные и минорные лады. Шаги в музыке, сильная и слабая доли, размер
такта. Игра в ансамбле с концертмейстером.
Раздел 3. Нотный период обучения.
Освоение нотной грамоты, знакомство со скрипичным ключом, размерами такта 2/4, ѕ, 4/4.
Изучение пауз. Строение музыкальных пьес, развитие музыкального мышления по
мотивам, фразам, предложениям. Игра по нотам простых мелодий. Освоение приёмов:
пиццикато большим пальцем, одинарные удары вниз и вверх медиатором. Освоение
основных штрихов: нон-легато, легато, стаккато на материале пьес с повторяющими
структурами. Работа над темпом, характером, динамикой пьес.
Раздел 4. Техническое и музыкальное развитие обучающихся.
Знакомство с игрой гамм и арпеджио в одну октаву в первой позиции в медленном темпе.
Игра простейших пьес. Первичные навыки изучения пьес: текст, слуховой контроль,
запоминание наизусть.
Примерная сложность:
Домра
А. Панин В. Этюд ре мажор
Зерев А. «Маленькое рондо»
Бетховен Л. «Сурок»
В. Грюнвальд А. Этюд си-бемоль мажор
Глинка Н. «Полька»
Попонов В. «Наигрыш»
С. Бакланова Н. Этюд ля-мажор
Филиппенко А. «Цыплятки»
Р.н.п. «Я на горку шла"
6

Балалайка
А. Русская народная песня «Во саду ли в огороде
В. Цветков «Комарик»
В.Ребиков «Песня»
В. Ж.Векерлен Детская песенка
В.Котельников «Ехали медведи»
А.Спадавеккиа «Добрый жук»
С. Р.Шуман «Песенка»
Аз.Иванов «Полька»
Русская народная песня «Как со горки». Обр. А.Тихомирова
Второй класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Приобретение игровых навыков игры на инструменте:
- контроль за игровым аппаратом;
-закрепление приёма удар в одну сторону;
- изучение одиночных ударов в разные стороны;
- изучение первой, второй позиции и переходов на грифе;
- закрепление штрихов: нон-легато, легато, стаккато;
- развитие музыкально-образного представления.
В течение учебного года обучающийся должен пройти 1-2 этюда, 4-7 пьес разного
характера. Необходимо выучить: гаммы и арпеджио До-мажор, Ре-мажор, ля-минор (3
вида) в одну октаву в первой и второй позициях.
Выбор репертуара зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности.
Ожидаемые результаты: аттестация может проводиться в конце каждой четверти:
по результатам текущего контроля, публичных выступлений, контрольных уроков или
академических концертов.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.

№
п/п.
1.
2.
3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорет
часов
ически
е часы
Работа
над
исполнительским 8
2
аппаратом
Развитие
музыкально-творческих 24
5
способностей
Техническое и музыкальное развитие 36
4
обучающегося
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт

Итого:

70

11

Практич
еские
часы
6

Формы
аттестации/к
онтроля

19

Урок

32

Урок

2

Контр. ур./
академ.
конц.

Урок

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над исполнительским аппаратом.
Освоение упражнения на выработку свободы кисти и предплечья правой руки,
собранности пальцев левой руки, развитие их самостоятельности движений и силовых
ударов, а также сгибание и растяжение
7

Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Слушание музыки и анализ строения произведений: определение жанровой основы,
ритмического рисунка, мелодической линии, отработка технически трудных тактов.
Исполнение одно, двухчастных произведений, в том числе народных мелодий в лёгких
обработках (одна, две вариации). Изучение выразительных средств, строение
произведений, динамика, поиск штриховых возможностей. Давать ученикам возможность
самостоятельного поиска средств и обсуждения с преподавателем.
Раздел 3. Техническое и музыкальное развитие обучающегося.
Освоение исполнительских навыков. Закрепление приёма одиночные удары в одну
сторону, изучение одиночных ударов в разные стороны, добиться слухового контроля за
звуковой ровностью ударов. Освоение приёмов: тремоло кистью, портаменто. Изучение
гамм в одну октаву, освоение первой и второй позиции, их смена, аппликатура. Выработка
игровых движений в первой и второй позициях на примере упражнения. Исполнение гамм
штрихами: нон-легато, легато, стаккато ударами в разные стороны, тремоло в умеренном
темпе. Работа над пьесами различного характера
Примерная сложность:
Домра
А. Бейгельман Л. Этюд Ре-мажор
Неаполитанская песня «Санта Лючия»
Дмитриева Н. обр. «Во лузях»
В. Шевчик О. Этюд Ре-мажор
Андреев В. Вальс «Грёзы»
Осипов Д. обр. «Шуточная»
С. Шитте Л. Этюд До-мажор
Бах И. «Песня»
Пасхалова В. Обр. «Чтой -то звон»
Балалайка
А. И. Гайдн Менуэт
В. Котельников Танец
Русская народная песня «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит». Обр. А.
Илюхина
В. Д. Циполи Менуэт
Н. Голубовская Марш
Русская народная песня «Как у наших у ворот». Обр. Е. Авксентьева
С. Л. Бетховен Экосез №2
В. Котельников «Шутка»
Русская народная песня «За реченькой диво». Обр. В.Городовской
Третий класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Работа над аппаратом:
- работы над техникой и координацией рук;
- умение применять динамический диапазон домр, балалайки;
- игра во второй, третьей позициях;
- двигательная свобода;
- знание аппликатуры,
- навык разбора музыкальных произведений;
- дальнейшее развитие музыкально образных представлений;
- изучение более объемных произведений;
- начальные навыки владения тембром;
8

- работа над художественной интерпретацией музыкального образа.
В течение учебного года необходимо выучить: гаммы и арпеджио Фа, Соль-мажор
в две октавы, ре-минор (2-3 вида) в одну октаву, ми-минор (2-3 вида) в две октавы в
первой, второй, третьей позициях; 1-3 этюда; 5-6 пьес разного характера; приобретение
навыков самостоятельного разбора пьес.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорет
часов
ически
е часы
1.
Работа
над
исполнительским 8
2
аппаратом
2.
Развитие
музыкально-творческих 24
5
способностей
3.
Техническое и музыкальное развитие 36
4
обучающегося
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт
Итого:
70
11
№
п/п.

Практич
еские
часы
6

Урок

19

Урок

32

Урок

2

Контр. ур./
академ. конц.

Формы
аттестации/ко
нтроля

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над исполнительским аппаратом.
Освоение упражнений на развитие координации рук, цепкости и беглости пальцев левой
руки.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Анализ строения пьес, определение жанровой основы, подбор аппликатуры и динамики.
Работа над кульминацией. Практическое исполнение произведений. Приобретение
навыков самостоятельного разбора пьес. Обязательное исполнение народных мелодий с
вариациями, изучение кантиленных пьес, знакомство с произведениями крупной формы.
Раздел 3. Техническое и музыкальное развитие обучающегося.
Освоение исполнительских навыков. Изучение приёмов: комбинированное тремоло,
арпеджиато. Изучение гамм: Фа-мажор в две октавы, ре-минор (3 вида) в одну октаву, миминор (3 вида) в две октавы в первой, второй, третьей позициях. Исполнение гамм
ударами и тремоло, различными ритмическими рисунками в умеренном и быстром темпе.
Освоение техники исполнения двойных нот. Проработать пунктирный ритм.
Практическое применение освоенных приемов в работе над пьесами различного характера.
Примерная сложность:
Домра
А. Коняев С. Этюд ля-минор
Дмитриева Н. обр. «У зари-то, у зореньки»
Зверев А. «В старинном стиле»
В. Пильщиков А. Этюд фа-диез минор
Леонковалло Р. «Серенада Арлекино»
9

Ипполитов-Иванов М. обр. «Я на камушке сижу»
С. Гедике А. Этюд Ля-мажор
Глинка М. «Жаворонок»
Пильщиков А. «Украинский танец»
Балалайка
А. Л. Бетховен Контрданс
В.Цветков «Страдания»
А.Тихомиров Две части из сюиты « Пять нот»: «Частушка», «Страдания»
В. П. Чайковский Гавот из балета «Спящая красавица»
В. Андреев Вальс «Грезы»
Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. Б.Трояновского
С. В.Моцарт «Майская песня»
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
Четвёртый класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Совершенствование исполнительских навыков владения инструментом:
- освоение техники натуральных флажолетов;
- знакомство с мелодическим украшением форшлаг;
- игра в первой-четвёртой позициях, владение сменой позиций;
- развитие собственного отношения к изучаемым произведениям;
- развитие технической стороны исполнения, беглостью пальцев;
- работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа;
- формирование способности к самоорганизации;
- развитие инициативы, настойчивости, сценической выносливости и самообладания.
В течение учебного года необходимо выучить гаммы и арпеджио: Ля-мажор в две
октавы, фа-диез-минор (2-3 вида) в две октавы, Си-бемоль-мажор в одну октаву в первойчетвертой позициях; 2-3 этюда; 4-7 пьес разного характера; приобретение навыков
самостоятельного разбора пьес.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
№
п/п.
1.
2.
3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорет Практич
часов
ически еские
е часы часы
Работа
над
исполнительским 8
2
6
аппаратом
Развитие
музыкально-творческих 24
5
19
способностей
Техническое и музыкальное развитие 36
4
32
обучающегося
По полугодиям: контрольный
2
0
2

Формы
аттестации/ко
нтроля
Урок
Урок
Урок

Контр. ур./
10

урок/академический концерт
Итого:

академ. конц.

70

11

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над исполнительским аппаратом.
Освоение упражнений на развитие беглости и выносливости пальцев левой руки.
Достижение координированной мышечной свободы.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Изучение пьес: ключевые знаки альтерации, тактовый размер, темп, нюансы, штрихи,
аппликатуру, ритмические последовательности. Объяснение значения ритма, как
формообразующего элемента музыкального языка. Работа над приёмами игры, поиск
комплексного подхода к артикуляции, нюансировке мелодии, фразировке. Творческий
процесс взаимосвязи преподавателя и ученика. Работа над фразировкой. Формирование
представлений о формообразующем элементе строения произведений – фразировке,
установление лиг и цезур («дыхание»), построение фраз, динамическое развитие,
определение кульминации, работа над соотношением голосов (домра и фортепиано),
слуховой контроль, достижение единого темпа с концертмейстером.
Раздел 3. Техническое и музыкальное развитие обучающегося.
Освоение исполнительских навыков. Изучение приёмов: натуральные флажолеты,
двойные ноты и аккорды. Освоение форшлагов. Изучение гамм: Ля-мажор в две октавы,
фа-диез-минор (2-3 вида) в две октавы, Си-бемоль-мажор в одну октаву в первойчетвёртой позициях различными штрихами и ритмическими рисунками. Работа над
пунктирным ритмом и триолями. Практическое применение освоенных приемов в работе
над пьесами различного характера
Примерная сложность:
Домра
А. Блинов Ю. Этюд си-минор
Бах И.С. «Ария»
Цыганков А. обр. «Светит месяц»
В. Страннолюбский Б. Этюд ля-минор
Бабаджанян А. «Ноктюрн»
Успенский Н. обр. «Ивушка»
С. Кабалевский Д. Этюд ля-минор
Прокофьев С. «Песня без слов»
Бетховен Л. «Контрданс»
Балалайка
А. И.Гайдн Vivace
А.Зверев Две части из сюиты «Из любимых книжек»: «Буратино и
Артемон», «Петрушка на ярмарке»
Украинская
народная
песня
«Ехал
казак
за
Обр. А.Шалова
В. И.С.Бах Гавот
В.Шаинский «Антошка». Обр. Олейникова
Н. Римский-Корсаков Мазурка
С. Л. Бетховен Менуэт Ля мажор
П. Чайковский Камаринская
В. Цветков «Частушка»

пудель
Дунай».

Пятый класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Дальнейшее совершенствование технологической стороны исполнительства на
трёхструнной домре. Освоение техники натуральных флажолетов. Знакомство с
11

мелодическим украшением форшлаг. Совершенствование техники игры двойных нот и
аккордов. Игра в первой-пятой позициях. Изучение ритмического рисунка: секстоль.
Продолжение работы по совершенствованию выразительных средств исполнения.
Развитие навыков самостоятельного поиска удобной аппликатуры. Совершенствование
техники чтения с листа.
В течение учебного года необходимо выучить гаммы и арпеджио до 4 знаков,
приобретение навыков самостоятельного разбора пьес.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорет
часов
ически
е часы
1.
Работа
над
исполнительским 8
2
аппаратом
2.
Развитие
музыкально-творческих 24
5
способностей
3.
Техническое и музыкальное развитие 36
4
обучающегося
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт
Итого:
70
11
№
п/п.

Практич
еские
часы
6

Урок

19

Урок

32

Урок

2

Контр. ур./
академ. конц.

Формы
аттестации/ко
нтроля

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над исполнительским аппаратом.
Игра в пятой позиции, смены позиций. Упражнения.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Работа над пьесами: строение, ритм, штрихи, фразировка, характер, темп.
Раздел 3. Техническоеи музыкальное развитие обучающегося.
Освоение исполнительских навыков. Изучение мелодических приёмов: группетто, трель,
мордент. Освоение приёма дробь (малая дробь, большая дробь, обратная дробь). Изучение
ритмического рисунка: триоль, секстоль на примере гамм и этюдов. Практическое
применение освоенных приемов в работе над пьесами различного характера.
Примерная сложность экзаменационной программы:
Домра
А.
Ф. Шуберт «Аве Мария»
О. Дюран «Чакона»
В.А. Моцарт «Немецкий танец»
А. Полонский «Цветущий май»
В.
И.С. Бах «Рондо»
И. Тамарин «Кубинский танец»
Бах-Гуно «Аве Мария»
А. Хачатурян «Танец розовых девушек»
С.
Глиэр «Романс»
12

Р.н.п. «Ах вы сени, мои сени»
Е. Баев «На ранчо»
Р.н.п. «Степь да степь» обр. Шалова
И. Тамарин « Старинный гобелен»
Балалайка
А. Б. Дварионас «Прелюдия»
«Коробейники» р.н.п. обр. Глейхмана
Р. Шуман « Смелый наездник»
«Как по травке» р.н.п. обр. Г. Андрюшенкова
В. Л. Моцарт «Пьеса»
Е. Дербенко «Острый ритм»
«У нас нонче субботея» р.н.п. обр. В. Панина
Б. Дварионас «Вальс»
П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Шестой класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Подготовка программы выпускного экзамена:
-работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля,
формы произведений;
- ответственное отношение к своим поступкам;
- освоение техники приёма дробь (малая, большая дробь);
- освоение красочного приёма - игра за подставкой;
- игра в первой-пятой позициях;
- развитие навыков самостоятельного поиска удобной аппликатуры;
-продолжение формирования способности к самоорганизации;
-воспитание самостоятельности обучающихся, инициативы, творческой активности,
настойчивости в достижении результата.
Программа шестого класса должна соответствовать возможностям обучающегося,
способствовать наиболее полному раскрытию его музыкальных способностей.
Для обучающихся этот класс является выпускным, ведется работа над выпускной
программой.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. В течение
учебного года обучающийся должен пройти 5-8 произведений из которых преподаватель
формирует программу выпускного экзамена: полифоническое произведение, пьесы
кантиленного характера, крупная форма, народная мелодия в обработке.
Для обучающихся в течение учебного года проводится несколько прослушиваний
выпускной программы.
На выпускном экзамене (май) исполняется программа из 2-х или 3-х произведений.
№
п/п.
1.
2.
3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорет
часов
ически
е часы
Работа
над
исполнительским 8
2
аппаратом
Развитие
музыкально-творческих 25
5
способностей
Техническое и музыкальное развитие 36
4
обучающегося
Итоговая аттестация
1
0

Практич
еские
часы
6

Урок

20

Урок

32

Урок

1

Экзамен

Формы
аттестации/ко
нтроля

13

Итого:

70

11

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над исполнительским аппаратом.
Игра в пятой позиции, смены позиций. Упражнения.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Работа над пьесами: строение, ритм, штрихи, фразировка, характер, темп. Подготовка
выпускной программы.
Раздел 3. Техническоеи музыкальное развитие обучающегося.
Освоение исполнительских навыков. Изучение мелодических приёмов: группетто, трель,
мордент. Освоение приёма дробь (малая дробь, большая дробь, обратная дробь). Изучение
ритмического рисунка: триоль, секстоль на примере гамм и этюдов. Практическое
применение освоенных приемов в работе над пьесами различного характера.
Примерная сложность экзаменационной программы:
Домра
Красавин Н. «Этюд Ля-мажор»
Гаврилин В. «Вальс»
Бах-Гуно «Аве, Мария»
Моцарт В. «Соната 1 ч.»
Зверев А. «Непоседа»
Красев М. обр. «Полно-те, ребята»
Моцарт В. «Турецкий марш»
Кабалевский Д. «Этюд ля-минор»
Балалайка
Петров Ю. «Этюд ре-минор»
Аренский А. «Незабудка»
Мотов В. Обр. «Научить ли тя, Ванюша»
Будашкин Н. «Концерт»
Дугушин А. «Солнечный зайчик»
Бейгельман Л. Этюд Ре мажор
Шалов А. обр. «Играй, моя травушка»
Тихомиров Г.- Макаров А. Вариации на карельскую тему
Требования к техническому зачету.
Изучение гамм является необходимой частью обучения. Исполнение гаммы и
арпеджио позволяет на начальном этапе обучения освоить основные приёмы
звукоизвлечения и штрихи. Систематическая и планомерная работа по освоению гамм
помогает достичь технической свободы, развивает слух, чувство ритма. Изучаются
основные аппликатурные закономерности, осваивается техника смены позиций. Порядок
изучения гамм на домре, балалайке продиктован строем инструмента. Самыми простыми
являются гаммы первой позиции – Ля-мажор, Ми- мажор. Гаммы До-мажор, Соль-мажор
и Ре-мажор изучаются позднее, когда освоена игра во второй и третьей позициях. Работа
над гаммами в первом классе идёт без показа на техническом зачёте.
С третьего по пятый класс, обучающиеся отчитываются на техническом зачёте,
который проходит в октябре, в марте. С каждым классом задача усложняется:
увеличивается количество исполняемых штрихов. Начиная с третьего класса гаммы
исполняются в две октавы. Гаммы и арпеджио исполняются ударами и тремоло. Наряду с
исполнением гамм на техническом зачёте проверяются знания музыкальных терминов.
3 класс
Гаммы, аккорды и арпеджио, этюд, музыкальные термины:
Andante (анданте) – не спеша
Moderato (модерато) – умеренно
14

Allegro (аллегро) – скоро
Allegretto (аллегретто) – умеренно скоро
Crescendo (крещендо) – прибавление звука
Diminuendo (диминуэндо) – убавление звука
F, forte (форте) – громко
P, piano (пиано) – тихо
mp, mezzo piano (меццо – пиано) – не очень тихо
mf, mezzo forte (меццо – форте) – не очень громко
Ritenuto (ритенуто) – замедляя
Пиццикато- игра щипком
Pl (Плектр) - игра медиатором
4-5 классы
Гаммы, аккорды и арпеджио, этюд, музыкальные термины:
Sul tasto (суль тасто) - играть на грифе
Sul ponticello (суль понтичелло) - играть на подставке
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Pio mosso (пью моссо) – более подвижно
A tempo (а темпо) – в темпе
Tempo I (темпо примо) – первоначальный темп
Cantabile (кантабиле) – певуче
Dolce (дольче) – нежно
Presto (престо) – очень скоро
Lento (ленто) – протяжно
Molto (мольто) – очень
Poco (поко) - немного
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании занятий по учебному предмету «Специальность» выпускник должен
получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
- знать музыкальную терминологию;
- уметь исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне;
-уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
на домре, балалайке;
- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- иметь навыки публичных сольных выступлений;
- знать основной репертуар для домры, балалайки;
- знать художественно-исполнительские возможности своего инструмента;
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
- уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь представление о
музыкальных формах.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях:
академических концертах,
зачетах, контрольных уроках, экзаменах, конкурсах,
прослушиваниях к ним и т.д.

15

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, путем выставления на уроках оценок по
пятибалльной шкале с использованием плюсов и минусов: «отлично +» (5+), «отлично»
(5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно
+» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2).
Оценка «2» при аттестации обучающегося является неудовлетворительной и
свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.. Контрольные
уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
При проведении промежуточной аттестации качество подготовки обучающегося
оценивается по 5-балльной системе.
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не
аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета
предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение одного
учебного месяца ликвидировать академическую задолженность.
Весь объем учебной работы и выступлений обучающегося в течение учебного года
отражается в индивидуальном плане обучаемого, где дается полная характеристика с
указанием положительных и проблемных сторон его развития.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех
учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных
журналах, книгах зачетов, сводной ведомости обучающихся.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При
выставлении четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также
оценки, полученные за контрольные уроки, зачеты или академические концерты,
проходившие в данной четверти.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка за выступление на контрольном уроке;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Итоговая аттестация проводится в виде выпускных экзаменов, представляющих
собой концертное исполнение программы. К выпускным экзаменам допускаются
обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету,
подлежащему итоговой аттестации.
В течение учебного года проводится несколько прослушиваний выпускной
программы.
Обучающиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный
технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и
стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных
композиторов.
При проведении итоговой аттестации по итогам выпускного экзамена выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество
подготовки обучающегося к выпускным экзаменам оценивается экзаменационными
комиссиями, сформированными приказом директора.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача
экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются
приказом директора.
16

Обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное
печатью свидетельство об окончании ДМШ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося:
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Специальность»:
- понимание стиля, композиционных закономерностей в процессе воплощения
художественного образа;
- владение исполнительской культурой (чувство формы, точность артикуляции, звуковая
палитра, выразительная динамика, выразительность интонирования, культура
звукоизвлечения);
- техническое мастерство;
- сценическая культура исполнения;
- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;
- стабильность исполнения;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач.
- соответствие уровня освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной
аттестации:
Оценка «отлично» (5) ставится за артистичное, технически качественное и
художественно-осмысленное исполнение программы, соответствующее классу обучения.
В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения
инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно
качественное исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна
грамотная и профессиональная работа преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за формальное, невыразительное, без
отношения исполнение. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение
сбивчивое, имеются технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором,
отсутствует чувство стиля и формы. Обучающийся слабо владеет инструментом,
исполнительский аппарат зажат. Программа заниженной сложности.
Оценка «не удовлетворительно» (2) ставится в случае существенной недоученности
программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного
исполнения, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае
отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку итоговой
аттестации:
Оценка «отлично» (5) - яркая осмысленная игра, выразительная динамика; текст
сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение
исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком
художественном уровне игры. В интерпретации произведений присутствует стилевая
дифференциация исполнения и положительная индивидуальная составляющая.
Оценка «хорошо» (4) – игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не
все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает
возможность оценить исполнение на «отлично». Интонационно и ритмически игра может
носить неопределенный характер. В целом выступление ровное, сценически стабильное.
Оценка «удовлетворительно» (3) - средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.
Требования программы соблюдаются на уровне верного воспроизведения текста при
наличии претензий к технике исполнения, раскрытию художественного образа. Можно
17

говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от
времени, потраченного на работу дома или отсутствие интереса у ученика к занятиям
музыкой.
Оценка «неудовлетворительно» (2) - исполнение с частыми остановками,
однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия
самого ученика в процессе музицирования. Оценка «неудовлетворительно» также
ставится в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученной программы.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
За время обучения, обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:
1-2 классы:
- умение концентрировать внимание во время занятия и на выступлениях;
- освоение нотной грамоты;
- свободное ориентирование на грифе;
- правильная постановка игрового аппарата;
- умение самостоятельно и грамотно делать первоначальный разбор музыкального
произведения.
3-4 классы:
- поиск эмоционального отклика при исполнении музыкальных произведений;
- понимание и реализация основных музыкальных задач;
- развитие технических навыков.
5-6 классы:
- развитие целеустремленности и трудолюбия;
- становление общей культуры обучаемого;
- развитие личностного отношения к исполняемым музыкальным произведениям,
создание яркого музыкального образа.
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», не выполнившим
учебный план по болезни или другой уважительной, объективной причине, может быть
предоставлен дополнительный срок для ее освоения, по решению Педагогического совета
и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающиеся могут быть оставлены на
повторный год обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В течение всех лет обучения игре на инструменте внимание преподавателя должно
быть систематически и последовательно направлено на развитие музыкальности
обучающегося, выразительности его исполнения и всех музыкально- исполнительских
навыков. За время обучения необходимо научить ученика самостоятельно разучивать и
грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской
музыкальной школы. Обучение игре на народном инструменте рекомендуется начинать с
рассказа об истории возникновения музыкального инструмента, демонстрируя
возможности инструмента. Таким образом, мотивируя обучающегося к сознательному
овладению инструментом. Особое внимание необходимо уделить посадке и постановке
аппарата, изучить комплекс упражнений по расслаблению мыщц плечевого корпуса и
спины, отработать удобную постановку пальцев. Начальный курс постановки аппарата
для игры на инструменте ориентировочно рассчитан на 1-2 года. Постоянное внимание в
работе с обучающимися преподавателю следует уделять точной интонации, качеству
звукоизвлечения, ритму, динамическим оттенкам - важнейшим средствам музыкальной
выразительности. Изучение их должно проводиться последовательно на протяжении всех
лет обучения.
Последовательное изучение гамм, арпеджио и аккордов является обязательным в
процессе освоения инструмента. Изучение аппликатурных закономерностей является
основополагающим в техническом развитии обучающегося. Необходимо развивать
навыки самостоятельной работы у обучающихся, воспитывать грамотное отношение к
18

тексту, что позволяет преподавателю более плодотворно использовать время в процессе
классных занятий, выявлять и развивать индивидуальные психологические и физические
особенности обучающегося. Индивидуальный подход к каждому ученику создает
преподавателю необходимые условия для эффективной реализации всего комплекса
поставленных задач.
Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателем произведения
целиком или частично следует признать наилучшим методом ведения урока,
стимулирующим интерес ученика к занятиям, его внимание и активность.
Немаловажной задачей преподавателя является развитие музыкальнохудожественного вкуса, воспитание гармоничной личности обучающихся. Необходимо
заниматься эстетическим образованием детей, прививать им любовь к литературе,
живописи, театру, повышать их интеллектуальный уровень. Формой воспитательной
работы является совместное посещение концертов, выставок, а также проведение
тематических бесед и лекций-концертов внутри класса и на уровне школы. Большое
значение для успешного обучения имеет и постоянный контакт с родителями. Контроль
родителей
за
выполнением
домашних
заданий,
посещаемостью
уроков,
заинтересованность родителей в самом процессе обучения и его результативности
позволяет родителям совместно с преподавателем правильно организовать работу ученика,
составить расписание занятий с учетом времени, необходимого для приготовления
заданий по музыкальному инструменту, музыкально - теоретическим предметам и
предметам в общеобразовательной школе, не допуская перегрузки, отражающейся на
здоровье детей.
Обязательные родительские собрания, так называемые классные концерты с
выступлением всех учеников класса, которые дают возможность детям обыграть свою
программу перед большой аудиторией, а родителям увидеть результаты обучения не
только своих детей, являются одной из форм воспитательной работы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 часов в неделю.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального
и основного общего образования), с опорой на сложившиеся педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.
Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. На начальной стадии обучения особое
значение имеет правильная организация домашних занятий. Так как результаты роста
ученика взаимосвязаны с качеством домашних занятий, в руководящую роль
преподавателя входит контроль и высокая организация продуктивной внеклассной работы
ученика. На первых порах обучения самостоятельные занятия проводятся под
руководством преподавателя, который дает общие и принципиальные указания.
Необходимо развивать эти навыки у обучающихся, они позволят преподавателю более
плодотворно использовать время в процессе классных занятий.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра
технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и
тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более легких произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям,
данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее
19

пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном
порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Методическое обеспечение и обоснование времени внеаудиторной (самостоятельной)
работы обучающихся.
Для полноценного усвоения материала предусмотрена самостоятельная работа, на
которую отводится от двух часов в неделю. Самостоятельная работа выполняется в форме
домашних заданий (работа с нотным текстом, развитие технических навыков, творческие
задания, чтение литературы). Выполнение самостоятельной работы (домашнего задания)
проверяется преподавателем на каждом уроке.
Самостоятельная работа включать разные формы работы:
-прослушивание и просмотр видеоматериала в сети интернет;
-подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к экзамену, к
контрольному уроку, к зачету);
-выполнение творческих заданий (сочинение мелодий,
рисунки к музыкальным
произведениям);
- поиск необходимой информации в сети интернет;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся
самостоятельности и инициативы;
- подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену, академическому концерту;
- работа с учебником, дополнительной литературой;
- технические упражнения.
Самостоятельные занятия являются необходимым условием для успешного
овладения игры на домре, балалайке.
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить
обучающимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку,
ежедневными или через день.
Школа обеспечивает в пользование обучающимся учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями (Перечень основных репертуарных сборников).
Информационное обеспечение. С целью создания широкого, постоянного и
устойчивого доступа всех участников образовательных отношений к любой информации,
связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением
планируемых результатов, организацией образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется
версия для слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники)
актуальны и обеспечивают достижение планируемых результатов.
VI. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при
изменении режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и
другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в
период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных
траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции,
вебинар и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
20

- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы
социальной сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы
Яндекс, Mail, Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно
отнести следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный
период, период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного
обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных
технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и
входит в годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности
обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей
образовательной среды, включающей организацию творческой деятельности обучающихся
путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий,
проводимых коллективом в целях овладения методами и приемами учебновоспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе,
поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации,
проведения и обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной
школе. В рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих
методических проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое
участие преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы,
концерты, творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта
педагогической и методической работы педагогического коллектива школы:
педагогические советы, открытые уроки, публикации, курсы повышения квалификации и
иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом
расширения единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с
творческой деятельностью. Основными целями культурно-просветительской деятельности
являются: развитие эстетического вкуса и расширение кругозора слушателей (детской
аудитории); повышение уровня исполнительской культуры обучающихся; развитие форм
21

содержательного досуга. Концерты: общешкольные, в рамках проектов, внешкольная
концертная деятельность.
VII. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
Перечень основных репертуарных сборников (нотная литература)
1. «Азбука домриста, тетрадь 1», сост. Дьяконова И. М.: 2004
2. «Азбука домриста, тетрадь 2», сост. Дьяконова И. М.: 2004
3. «Альбом для детей», вып. 2 (сост. А. Демченко). М., 1988
4. «Альбом для детей», вып.1 (сост.В. Евдокимов). М., 1986
5. «Альбом для начинающего домриста», вып. 17 (сост. С. Фурмин). М., 1986
6. «Альбом для начинающего домриста», вып. 18 (сост. С. Фурмин). М., 1987
7. «Альбом для начинающего домриста», вып. 19 (сост. С. Фурмин). М., 1988
8. «Альбом для начинающего домриста», вып. 20 (сост. С. Фурмин). М., 1989
9. «Домра», 1 класс. Киев, 1986
10. «Домристу-любителю», вып. 10. М.,1986
11. «Концертные пьесы для трёхструнной домры», сост. Макаров А., Ногарёва Ю. СПб.:
2002
12. «Лирический альбом, пьесы для домры и фортепиано» Дугушин А. СПб.: 2005
13. «Пьесы в сопровождении фортепиано, домры», сост. Зверев А. СПб.: 2006
14. «Пьесы для домры», вып.1, (сост. И. Фоченко). Л., 1987
15. «Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано, тетрадь 1», сост. Ахунова О. СПБ.:
1998
16. «Пьесы» (сост. И. Дьяконова). М., 1995
17. «Пьесы» (сост. И. Шитенков). Л., 1983
18. «Пьесы» (сост. И. Шитенков). Л., 1985
19. «Репертуар домриста», вып. 18. М., 1981
20. «Репертуар домриста», вып. 23. М., 1984
21. «Репертуар домриста», вып. 24. М., 1985
22. «Репертуар домриста», вып. 25. М., 1986
23. «Репертуар домриста», вып. 26. М., 1986
24. «Репертуар домриста», вып. 28. М., 1981
25. «Репертуар домриста», вып. 29. М., 1990
26. «Хрестоматия домриста, 1-3 классы ДМШ», (сост. В. Евдокимов). М., 1985
27. «Хрестоматия домриста, 1-5 классы ДМШ, упражнения и гаммы», (сост. В. Чунин). М.,
1989
28. Александров А. «Школа игры», М., 1983
29. Ставицкий З. «Начальное обучение игры на домре». Л., 1984
30. Р.н.п. «Не летай, соловей». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
31. Р.н.п. «Ходит зайка по саду». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
32. А. Дорожкин «Мелодия». А.Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»
33. Р.н.п. «Ой, ду-ду». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
34. А.Бакланова «Этюд» Ля мажор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
35. А.Бакланова «Этюд» ля минор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
36. Р.н.п. «У нас было на Дону». Обр. А.Дорожкина. А.Дорожкин «Самоучитель игры на
балалайке»
37. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
38. Р.н.п. «Во поле береза стояла». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
39. Р.н.п. «По малину в сад пойдем». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
40. Р.н.п. «Со вьюном я хожу». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
41. Р.н.п. «Как под горкой под горой». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
42. Укр.н.п. «Веселые гуси». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
43. «Этюд» В.Глейхмана (Ля мажор). В.Цветков «Школа игры на балалайке»
44. «Этюд» Ю.Шишакова (Ля мажор). В.Цветков «Школа игры на балалайке»
45. «Этюд» Н.Чайкина. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
46. «Этюд» В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
22

47. Р.н.п. «У голубя, у сизого». Обр. В.Глейхмана. В.Цветков «Школа игры на
балалайке»
48. Р.н.п. «За реченькой диво». Обр. В.Глейхмана. Хрестоматия балалаечника 1-3 кл.
Сост. В.Глейхман
49. Р.н.п. «Куманечек, побывай у меня». Обр. В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на
балалайке»
50. Р.н.п. «Во сыром бору тропинка». Обр. В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на
балалайке»
51. Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр.В. Калинникова. «Репертуар балалаечника», вып. 3
52. Д. Кабалевский «Маленькая полька». «Репертуар балалаечника», вып. 3
53. Чешская народная песня «Аннушка». «Начинающий балалаечник», вып. 5
54. Английская народная песня «Зеленые рукава». «Начинающий балалаечник», вып. 5
55. Ф.Шуберт «Вальс» Ре мажор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
56. Н.Бакланова «Этюд». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
57. В.Цветков «Царевна лебедь». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
58. К.Вебер «Вальс». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
59. В.Моцарт «Игра детей». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
60. А.Гедике «Заинька». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
61. Г.Гладков «Колыбельная». «Начинающему балалаечнику», вып.7
62. Р.Шуман «Марш». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»
63. В.Цветков «Марш». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
64. В.Цветков «Страдания». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
65. Л.Бетховен «Менуэт» Ля мажор. «Хрестоматия балалаечника», 1-3 кл., сост.
В.Глейхман
66. В.Глейхман Вальс «Осень». Пьесы. 1-3 классы ДМШ
67. В.Цветков «Частушка». В.Цветков «Школа игры на балалайке».
Методическая, учебная литература
1. «Вопросы музыкальной педагогики» составитель В. Игонин, М. Говорушко. Москва
«Музыка» 1985
2. «О методике выучивания музыкального произведения наизусть» составитель
Воскресенский А.А. Москва 1985
3. Александров А. «Школа игры на трёхструнной домре». Москва «Музыка» 1983
4. Вольская Т., Гареева И. «Технология исполнения красочных приёмов игры на домре» г.
Екатеринбург 1995
5. Ляховицкая С. «Опыт воспитательной работы с коллективом учащихся». Ленинград
«Гос. Муз. изд.» 1959
6. Сигал Л. «Воспитание волевых качеств в классе по специальности». Ленинград «Гос.
Муз. изд.» 1959
7. Ставицкий З. «Начальное обучение игры на домре». Ленинград «Музыка» 1984
8. Чунин В. «Школа игры на трёхструнной домре». Москва «Советский композитор» 1986
9. Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
Чунин В. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы
педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
10.
11. Альбом для детей и юношества Вып. 3. Сост. В.Чунин. М., 1987
12. Альбом начинающего домриста. Вып.3. Сост. С.Фурмин. М., 1971
13. Альбом ученика - домриста. Вып. 1. Сост. В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1971
14. Альбом ученика - домриста. Вып. 2. Сост. В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1973
15. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
16. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
17. Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
18. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,1983
19. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.,1979
20. Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989
23

21. Соколов Ф. Русская народная балалайка. М.,1962
22. Шалов А. Основы игры на балалайке. Л.,1970
23. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7. М.,1978
24. Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1. Сост. П Манич. Киев,1972
25. Андреев В. Избранные произведения. М.,1983
26. Балалаечнику – любителю. Вып.2. М.,1979
27. Балалайка. 3 класс ДМШ. Сост. П.Манич. Киев,1982
28. Балалайка. 4 кл. ДМШ. Сост. П. Манич. Киев,1983
29. Легкие пьесы. Вып. 2. Сост. А.Дорожкин. М.,1983
30. Легкие пьесы. Вып. 5. Сост. А.Дорожкин. М.,1964
31. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991
32. Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Сост. В.Глейхман. М.,1979
33. Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып 5. Сост. В. Глейхман,1982
34. Пьесы. Сост. А.Шалов. М.-Л.,1966
35. Пьесы для балалайки. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Глейхман. М.,1999
36. Репертуар балалаечника. Вып. 2. М.,1966
37. Репертуар балалаечника. Вып. 3. Сост. В.Ильяшевич. Киев,1984
38. Репертуар балалаечника. Вып.12. Сост. Н.Вязьмин. М.,1978
39. Репертуар балалаечника. Вып.18. М.,1983
40. Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. Сост. В.Глейхман. М.,1976
41. Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Сост. В.Щербак. М.,1996
42. Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев,
Е.Авксентьев. М.,1963
43. Хрестоматия для балалайки. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев,
Е.Авксентьев. М.,1965

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».