Специальность (баян, аккордеон)

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»

Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Специальность»
Срок реализации: 6 лет
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Народные инструменты» (баян, аккордеон)
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет

Составители:
- преподаватели МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Шалаева Л. Ф., Алтабаева С. Н.,
Гречишников А. А.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.

г. Костомукша
2021 г.
1

I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» разработана с учетом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на баяне и аккордеоне в ДМШ.
Учебный предмет «Специальность» выполняет значимую роль в образовательном
процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на баяне
и аккордеоне, ориентирован на интеллектуальное развитие обучающегося. Программа
ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение
интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкальноисполнительских знаний, умений, навыков. Учебный предмет «Специальность» входит в
число обязательных предметов.
Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный
подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и
организовать учебный процесс с учетом музыкальных способностей обучающихся.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на
дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие
творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков,
расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям,
развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом
формы ансамблевого музицирования.
Образовательное учреждение имеет право реализовать программу в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам.
Актуальность
предлагаемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы определяется запросом со стороны обучающихся на
программы художественного развития. Формирование интереса к музыкальному
искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской
культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей
музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.
Новизна программы:
- формирование общей культуры обучающихся, эстетического вкуса, культуры
свободного досуга;
- привлечение детей к художественному образованию;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к
самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности
самовыражения через творчество.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ
лежит принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей
и возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться. Рекомендованный
возраст детей, участвующих в реализации программы – 6,5-18 лет. Рекомендованный
возраст для поступления – от 6,5 лет.

2

Программа предусматривает не только усвоение практических инструментальных
навыков, но и обеспечивает общее музыкальное воспитание ребенка, приобщая его к
музыке, развивая его творческие способности, расширяя уровень музыкальной эрудиции.
Основными принципами отбора музыкального материала являются художественная
ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно.
Педагогическая целесообразность:
- программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход
к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать
учебный процесс с учетом индивидуальных, возрастных и музыкальных способностей
обучающихся;
- занятия способствуют приобщению к мировому и национальному культурному
наследию.
Срок реализации учебного предмета.
Срок обучения составляет 6 лет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается
31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет
39 недель. Продолжительность занятий в 1 классе составляет 34 недели, со 2 по 6 классы 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 836 часов. Из них: 418 часов –
аудиторные занятия, 418 часов – самостоятельная работа, направленная на изучение
предмета (выполнение домашнего задания обучающимися, посещение обучающимися
учреждений культуры – филармоний, театров, концертных залов, музеев, участие детей в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности).
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия
 для обучающихся 1 - 6 классов – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка)
 для обучающихся 1 - 6 классов – от 2-х часов в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид
учебной
работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Внеаудиторная
(самостоятельная
работа)
Максимальная
учебная нагрузка

1-й год
1
2
16
18
32
36
32
36

2-й год
3
4
16 19
32 38
32 38

64

64

72

3-й год
5
6
16 19
32 38
32 38

76 64

76

Всего
часов
4-й год
7 8
16 19
32 38
32 38

5-й год
9
10
16 19
32 38
32 38

6-й год
11 12
16 19
32 38
32 38

418
418

64 76

64

64 76

836

76

3

Форма проведения учебных занятий.
Индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока для детей - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в
соответствии с особенностями развития каждого ученика. Режим занятий: два урока в
неделю, в музыкальной школе.
Цель: развитие личности ребенка, формирование знаний, умений и навыков игры
на баяне, аккордеоне.
Задачи:
- обучающие:
- формирование навыков игры на баяне, аккордеоне с их последующим применением;
-формирование личности ребенка, развитие познавательного интереса к народному
творчеству;
- накопление запаса музыкальных впечатлений;
- обогащение обучающихся знаниями в области музыкального исполнительства;
- подготовка обучающихся со средними способностями к самостоятельному творчеству;
- подготовка и профессиональная ориентация наиболее одаренных обучающихся.
- развивающие:
- формирование музыкально-интеллектуальных качеств;
- развитие эмоциональности, художественно-образного мышления;
-организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов обучающихся;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры обучающихся.
- воспитательные:
- воспитание грамотных слушателей;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры и личности юного музыканта;
-развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, создание
условий для успешной социальной адаптации детей.
Обоснование структуры программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его
возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и
реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на
инструменте);
- практический (работа на инструменте, выработка игровых навыков, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
4

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях сольного исполнительства на баяне, аккордеоне.
Описание материально-технических условий реализации Программы.
Материально-техническая
база
ДМШ
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения имеют достаточную
звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены современной учебной мебелью.
В ДМШ имеется концертный зал. Имеются музыкальные инструменты (баяны и
аккордеоны) различных размеров - в соответствии с возрастом обучающихся. Имеется
возможность предоставлять инструменты обучающимся для домашних занятий.
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- хорошо освещенных учебных кабинетов;
-музыкальных инструментов - баянов и аккордеонов, подобранных по размеру для
каждого обучающегося;
- пюпитров для нот и подставок для ног;
- письменного стола и стульев для преподавателя и учеников, шкафов для хранения нот и
методической литературы;
- проигрывающего устройства для прослушивания CD- и DVD-дисков (в кабинетах, где
есть компьютер, магнитофон).
Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие:
- нотной литературы, учебных сборников и пособий;
- методической литературы;
- дидактических материалов (наглядные пособия, таблицы, карточки и т.д.);
- музыкальных произведений для прослушивания на уроке.
II. Содержание учебного предмета.
Требования по годам обучения.
Учебная программа по предмету «Специальность» музыкальный инструмент «Баян,
Аккордеон», рассчитана на 6 лет. В распределении учебного материала по годам
обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и
умения в изучении нового материала. Формирование обучающихся умений и навыков
происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до
самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Первый год обучения
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса: приобретение первоначальных навыков игры на инструменте:
- освоение нотной грамоты;
- постановка рук;
- освоение основных приёмов звукоизвлечения;
- игра пьес, гамм, упражнений;
- воспитание слухового контроля.
В течение учебного года обучающийся должен пройти 6-8 различных музыкальных
произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, этюды, пьесы); гаммы
До, Соль мажор каждой рукой в одну октаву.
Выбор репертуара зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической
целесообразности.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой за
исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
5

концерте, исполняются 2-3 произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теоретич
часов
еские
часы
1.
Вводная беседа. Донотный период 6
2
обучения
2.
Развитие
музыкально-творческих 15
3
способностей
3.
Нотный период обучения
25
4
4.
Техническое
и
музыкальное 20
3
развитие обучающихся
По полугодиям:
контрольный 2
0
урок/академический концерт
Итого:
68
12
№
п/п.

Практич
еские
часы
4

Урок

12

Урок

21
17

Урок
Урок

2

Контр. ур./
академ. конц.

Формы
аттестации/ко
нтроля

56

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа. Донотный период обучения.
Знакомство с инструментом баян, аккордеон: история возникновения, устройство баяна,
аккордеона, название различных их частей, изучение клавиатуры (название клавиш, октав);
принцип звукоизвлечения;
представление о музыкальном звуке, высоте, длительности, динамике, демонстрация
звучания инструмента. Работа над постановкой рук: организация игрового аппарата,
положения первого пальца за грифом, правильное расположение пальцев на клавиатуре.
Упражнения для правильной постановки рук, обучение ребёнка сознательному
управлению своим мышечно-двигательным аппаратом.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Слушание музыки и игра на инструменте, разучивание и пение простейших песен,
мелодий, попевок, прохлопывание ритма и подбор его по слуху.
Раздел 3. Нотный период обучения.
Освоение нотной грамоты, знакомство с размерами такта, нота с точкой. Строение
музыкальных пьес. Ознакомление с паузами, фразами, мотивами, предложениями,
периодами. Игра по нотам правой, левой и двумя руками мелодий, начальные
аппликатурные принципы, освоение приёмов игры: нон легато, легато, стаккато на
материале пьес с повторяющимися структурами. Характер музыки, темп, динамика.
Раздел 4. Техническое и музыкальное развитие обучающихся.
Знакомство с игрой гамм отдельными руками на одну октаву в прямом движении.
Упражнения в виде различных последовательностей пальцев в пределах позиции руки от
разных звуков и с перемещением по октавам. Первичные навыки изучения пьес: текст,
слуховой контроль, запоминание наизусть.
Примерная сложность:
А. Чешская народная песня «Аннушка».
Штейбельт Д. «Сонатина»
Хачатурян А. «Вальс дружбы»
В. Русская народная песня. «Как под яблонькой»
Глинка М. «Жаворонок»
Вебер К. «Танец»
С. Русская народная песня. «Во поле берёза стояла»
Книппер Л. «Полюшко-поле»
Глюк К. «Мелодия»
Второй класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
6

Задачи курса:
Приобретение игровых навыков игры на инструменте:
- контроль за игровым аппаратом;
- развитие музыкально-образного представления;
- воспитание звукового контроля;
- игра пьес, гамм, упражнений;
- развитие концентрации внимания;
- изучение элементов исполнительской выразительности.
В течение учебного года обучающийся должен пройти 8-10 различных
музыкальных произведений: 1-2 этюда; 1-2 произведения с элементами полифонии; 6 пьес
различного характера; несложные произведения для чтения нот с листа.
Гаммы До, Соль двумя руками в одну – две октавы; Фа мажор - отдельно каждой
рукой; гаммы ля, ми минор (гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в
одну октаву; тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях.
Выбор репертуара зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической
целесообразности.
Ожидаемые результаты: аттестация может проводиться в конце каждой четверти:
по результатам текущего контроля, публичных выступлений, контрольных уроков или
академических концертов.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой за
исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
№
п/п.
1.
2.
3.
4.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорети
часов
ческие
часы
Работа над постановкой рук
12
2
Развитие
музыкально-творческих 20
5
способностей
Техническое развитие обучающегося
14
3
Музыкальное развитие обучающегося 22
4
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт

Итого:

70

14

Практич
еские
часы
10
15

Формы
аттестации/к
онтроля

11
18
2

Урок
Урок

Урок
Урок

Контр. ур./
академ.
конц.

56

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над постановкой рук.
Воспитание у ученика правильного положения инструмента. Освоение верных движений
рук, обусловленных художественно-техническими задачами.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Работа над интонацией и качественным звукоизвлечением. Освоение плавного
меховедения.
Работа над ровностью исполнения восьмых и шестнадцатых нот.
Раздел 3. Техническое развитие обучающегося.
Гаммы и штрихи, различные упражнения, чтение с листа.
Раздел 4. Музыкальное развитие обучающегося.
Работа над пьесами различного характера.
Примерная сложность:
А. Белорусская народная песня. «Бульба»
Боккерини Л. «Менуэт»
7

Абреу С. «Тико-тико»
В. Белорусский народный танец. «Крыжачок»
Варламов А. «Красный сарафан»
Бетховен Л. « Вальс»
С. Русская народная песня. «При долинушке калинушка стоит»
Ребиков В. «Птичка»
Дюбюк А. «Романс»
Третий класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Работа над аппаратом:
- двигательная свобода;
- навык разбора музыкальных произведений;
- дальнейшее развитие музыкально образных представлений;
- изучение более объемных произведений;
- овладеть разнообразными приемами игры;
- работа над художественной интерпретацией музыкального образа;
- создание мотиваций к успешным занятиям, участию в конкурсной и концертной
деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- совместная работа преподавателя и обучаемого над умением слушать и слышать.
В течение учебного года обучающийся должен пройти 10-14 произведений: 1-2
этюда; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 5-8 пьес
различного характера.
Гаммы мажорные до 2-3-х знаков ключе двумя руками в две октавы: гаммы ля, ми
минор (гармонические и мелодические) двумя руками в две октавы; гамма ре минор
каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия аккордами с обращениями,
арпеджио короткие в этих тональностях каждой рукой отдельно в одну – две октавы (с 3
класса обучающийся начинает сдавать технические зачёты в первой четверти и в третьей
четверти).
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
№
п/п.
1.
2.
3.
4.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теорети
часов
ческие
часы
Работа над постановкой рук
12
2
Развитие
музыкально-творческих 20
5
способностей
Техническое развитие обучающегося
14
3
Музыкальное развитие обучающегося 22
4
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт

Итого:

70

14

Практич
еские
часы
10
15

Формы
аттестации/к
онтроля

11
18
2

Урок
Урок

Урок
Урок

Контр. ур./
академ.
конц.

56
8

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над постановкой рук.
Продолжение работы над правильным положением корпуса инструмента и грифа.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Продолжение работы над интонацией и качественным звукоизвлечением. Более сложный
ритм, динамика звучания в пьесах и этюдах. Овладение различными штрихами.
Раздел 3. Техническое развитие обучающегося.
Гаммы, арпеджио, аккорды, работа над аппликатурой.
Раздел 4. Музыкальное развитие обучающегося.
Работа над пьесами различного характера, в том числе над крупной формой.
Примерная сложность:
А. Русская народная песня. «Ай, утушка луговая» (обр. Чайковского П.)
Карамышев Б. «У реки»
Бах И.С. Жига соль-минор
В. Русская народная песня. «Как у наших у ворот» (обр. Суркова А.)
Бетховен Л. Менуэт
Гендель Г. Сарабанда ре-минор
С. Эстонская народная песня. «Каламиес» (обр. Суркова А.)
Гедике А. Сонатина
Гендель Г. Чакона - соль мажор
Четвёртый класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Совершенствование исполнительских навыков владения инструментом:
- развитие собственного отношения к изучаемым произведениям;
- развитие технической стороны исполнения, беглостью пальцев;
- работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля,
формы исполняемых музыкальных произведений;
- освоение различных технических приёмов;
- изучение закономерностей исполнения многоголосной ткани (имитационная полифония);
- формирование способности к самоорганизации;
- воспитание самостоятельности обучающихся, инициативы, творческой активности,
настойчивости в достижении результата.
В течение учебного года обучающийся должен пройти 10-15 произведений: 2-3
этюда; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 6-8 пьес
различного характера. Гаммы мажорные и минорные до 4х знаков двумя руками в две
октавы; Тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные
двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теоретич Практиче

Формы
9

п/п.

часов

Развитие
музыкально-творческих
способностей
2.
Работа
над
исполнительским
аппаратом
3.
Техническое развитие обучающегося
4.
Музыкальное
развитие
обучающегося
По полугодиям: контрольный
урок/академический концерт
Итого:
1.

ские часы

аттестации/ко
нтроля

14

еские
часы
2

12

Урок

10

2

8

Урок

22
22

5
4

17
18

Урок
Урок

2

0

2

Контр. ур./
академ. конц.

70

13

57

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально-творческих способностей.
Продолжение работы над интонацией и качественным звукоизвлечением. Динамика
звучания, усложнённый ритм.
Раздел 2. Работа над исполнительским аппаратом.
Работа над мелкой техникой. Отучить от лишних мускульных движений в пальцах.
Раздел 3. Техническое развитие обучающегося.
Гаммы, арпеджио, аккорды и различные упражнения.
Раздел 4. Музыкальное развитие обучающегося.
Работа над пьесами различного характера и крупной формы.
Примерная сложность:
А. Польская народная песня. «Шла девица по лесочку» (обр. Мотова В.)
Клементи М. Сонатина №4
Бах И.С. Прелюдия - ре минор
В. Русская народная песня. «Я пойду ли, молоденька» (обр. Алёхина В.)
Глинка М. «Жаворонок»
Гендель Г. Сарабанда - ре минор
С. Русская народная песня. «Среди долины ровныя» (обр. Марьина А.)
Бургмюллер Ф. «Сказка»
Глинка М. Двухголосная фуга - ля минор
Пятый класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Ориентация на клавиатуре, координация движений, развитие мышечной памяти
пальцев. Работа над свободой игрового аппарата. Укрепление ритма, развитие слуховых и
игровых навыков. Продолжение работы над интонацией, звукоизвлечением. Работа над
пьесами различного характера, крупной формы и полифонии. Продолжение работы над
интонацией и качественным звукоизвлечением. Выразительность исполнения - динамика
звучания. Работа над активной и пассивной подачей меха. Развитие слухового ощущения
и различных навыков координации при игре двумя руками. Чтение с листа произведений
из репертуара 2-3 классов. Техническое развитие обучающегося. Гаммы мажорные до 4 х
знаков, гаммы минорные до 3 х знаков двумя руками в две октавы. Тонические трезвучия
аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в
пройденных тональностях. Во втором полугодии на техническом зачёте исполнить гаммы:
Си-бемоль мажор, ми-минор двумя руками в две октавы, этюд, знание терминологии.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Выбор репертуара
и технических требований зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого
конкретного ученика.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки, на которых выставляется
10

общая оценка на основании результатов текущего контроля (в I и III четвертях) или
текущего контроля и академических концертов во II и IV.
В 1-ом полугодии на контрольном уроке или академическом концерте (с оценкой
за исполнение) обучающийся исполняет 2-3 произведения.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или академическом
концерте исполняются 2-3 произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего
Теоретич
часов
еские
часы
1.
Развитие
музыкально-творческих 14
2
способностей
2.
Работа
над
исполнительским 10
2
аппаратом
3.
Техническое развитие обучающегося 22
5
4.
Музыкальное
развитие 22
4
обучающегося
По полугодиям: контрольный
2
0
урок/академический концерт
Итого:
70
13
№
п/п.

Практиче
ские часы

Формы
аттестации/ко
нтроля

12

Урок

8

Урок

17
18

Урок
Урок

2

Контр. ур./
академ. конц.

57

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально-творческих способностей.
Продолжение работы над интонацией и качественным звукоизвлечением. Динамика
звучания, более усложнённый ритм. Работа над активной и пассивной подачей меха.
Раздел 2. Работа над исполнительским аппаратом.
Развитие слухового ощущения и различных навыков координации при игре двумя руками.
Раздел 3. Техническое развитие обучающегося.
Упражнения на различные виды техники.
Раздел 4. Музыкальное развитие обучающегося.
Работа над пьесами различного характера, крупной формы и полифонии.
Примерная сложность экзаменационной программы:
А. И.С. Бах «Менуэт»
Ф. Кулау Рондо из Сонаты №1
А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»
«Калина моя» р.н.п. обр. Шендерева
В. Э. Хауг «Прелюдия»
Т. Хаслингер Сонатина
В. Мотов «Подмосковная кадриль»
Г. Беляев «Осенний вальс» (дуэт)
С. И.С. Бах «Жига»
А. Диабелли Рондо
П. Норрбак «Лесной замок»
«Как пойду я на быструю речку» р.н.п. обр. А. Басурмнова
Шестой класс
Специальность - 2 раза в неделю, длительность урока 40 мин.
Задачи курса:
Подготовка программы выпускного экзамена:
- ответственное отношение к своим поступкам;
- работы над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля,
формы произведений;
11

- работа над развитием беглости пальцев (все виды арпеджио);
- изучение произведений с элементами крупной техники (сексты);
- продолжение формирования способности к самоорганизации;
-воспитание самостоятельности обучающихся, инициативы, творческой активности,
настойчивости в достижении результата.
Программа шестого класса должна соответствовать возможностям обучающегося,
способствовать наиболее полному раскрытию его музыкальных способностей.
Для обучающихся этот класс является выпускным, ведется работа над выпускной
программой.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. В течение
учебного года обучающийся должен пройти 4-7 произведений из которых преподаватель
формирует программу выпускного экзамена: обработки народных мелодий, пьесы
кантиленного плана, произведение крупной формы, (ансамбль).
Для обучающихся в течение учебного года проводится несколько прослушиваний
выпускной программы.
На выпускном экзамене (май) исполняется программа из 2-х или 3-х произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название разделов и тем
Всего
Теоретич
п/п.
часов
еские
часы
1.
Развитие
музыкально-творческих 14
2
способностей
2.
Работа
над
исполнительским 10
2
аппаратом
3.
Техническое развитие обучающегося 22
5
4.
Музыкальное
развитие 23
4
обучающегося
Итоговая аттестация
1
0
Итого:
70
13

Практиче
ские часы

Формы
аттестации/ко
нтроля

12

Урок

8

Урок

17
19

Урок
Урок

1
57

Экзамен

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально-творческих способностей.
Продолжение работы над интонацией и качественным звукоизвлечением. Динамика
звучания, более усложнённый ритм. Работа над активной и пассивной подачей меха.
Раздел 2. Работа над исполнительским аппаратом.
Развитие слухового ощущения и различных навыков координации при игре двумя руками.
Раздел 3. Техническое развитие обучающегося.
Упражнения на различные виды техники.
Раздел 4. Музыкальное развитие обучающегося.
Работа над пьесами различного характера, крупной формы и полифонии.
Примерная сложность экзаменационной программы:
Бах И.С. Ария соль минор
Шостакович Д. «Лирический вальс»
Белорусская народная песня «Перепёлочка» (обр. Кузнецова Е.)
Бах И.С. Прелюдия До мажор
Моцарт В. Менуэт
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» (обр. Шалеева А.)
Вивальди А.- Бах И.С. Ларго ре минор
Люлли Ж. Гавот
«Цыганская пляска» (обр. Бубенцовой С.)
Требования к техническому зачету.
12

Изучение гамм является необходимой частью обучения баяниста-аккордеониста.
Систематическая и планомерная работа по освоению гамм, аккордов, упражнений
помогает достичь технической свободы, развивает слух, чувство ритма, позволяет на
начальном этапе обучения освоить основные приёмы звукоизвлечения. В гаммах,
аккордах изучаются основные аппликатурные закономерности, осваивается техника
смены позиций.
Работа над гаммами в первом классе идёт без показа на техническом зачёте. С
третьего по четвертый класс обучающиеся выступают на техническом зачёте. С каждым
классом задача усложняется: увеличивается количество исполняемых штрихов.
Технический зачет по гаммам проводится для обучающихся 3-5-х классов в конце
первой и третьей четверти. На зачете исполняются гаммы, аккорды, арпеджио, этюд на
различные виды техники, аккордовые цепочки. Наряду с исполнением гамм на
техническом зачёте проверяются знания музыкальных терминов.
3 класс
Гаммы, аккорды и арпеджио, этюд, музыкальные термины:
Andante (анданте) – не спеша
Moderato (модерато) – умеренно
Allegro (аллегро) – скоро
Allegretto (аллегретто) – умеренно скоро
Crescendo (крещендо) – прибавление звука
Diminuendo (диминуэндо) – убавление звука
F, forte (форте) – громко
P, piano (пиано) – тихо
mp, mezzo piano (меццо – пиано) – не очень тихо
mf, mezzo forte (меццо – форте) – не очень громко
Ritenuto (ритенуто) – замедляя
Fine (финэ) - конец
Da capo al fine (да капо аль фине) – сначала до слова конец
Adagio (адажио) – медленно
Vivo, Vivace (виво, виваче) – живо
Sostenuto (состенуто) – сдержанно
4-5 класс
Гаммы, аккорды и арпеджио, этюд, музыкальные термины:
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Pio mosso (пью моссо) – более подвижно
A tempo (а темпо) – в темпе
Tempo I (темпо примо) – первоначальный темп
Cantabile (кантабиле) – певуче
Dolce (дольче) – нежно
Presto (престо) – очень скоро
Lento (ленто) – протяжно
Molto (мольто) – очень
Poco (поко) - немного
Poco a poco (поко а поко) – постепенно
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Sempre (сэмпрэ) – всё время
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании занятий по учебному предмету «Специальность» выпускник должен
получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
- знать музыкальную терминологию;
13

- уметь исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне;
-уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
на баяне или аккордеоне;
- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- иметь навыки подбора по слуху и чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- иметь навыки публичных сольных выступлений;
- знать основной репертуар для баяна, аккордеона;
- знать различные интерпретации музыкальных произведений;
- знать художественно-исполнительские возможности своего инструмента;
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
- уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь представление о
музыкальных формах.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях:
академических концертах,
зачетах, контрольных уроках, экзаменах, конкурсах,
прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, путем выставления на уроках оценок по
пятибалльной шкале с использованием плюсов и минусов: «отлично +» (5+), «отлично»
(5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно
+» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2).
Оценка «2» при аттестации обучающегося является неудовлетворительной и
свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.. Контрольные
уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
При проведении промежуточной аттестации качество подготовки обучающегося
оценивается по 5-балльной системе.
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не
аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета
предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение одного
учебного месяца ликвидировать академическую задолженность.
Весь объем учебной работы и выступлений обучающегося в течение учебного года
отражается в индивидуальном плане обучаемого, где дается полная характеристика с
указанием положительных и проблемных сторон его развития.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех
учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных
журналах, книгах зачетов, сводной ведомости обучающихся.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При
выставлении четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также
оценки, полученные за контрольные уроки, зачеты или академические концерты,
проходившие в данной четверти.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
14

- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка за выступление на контрольном уроке;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Итоговая аттестация проводится в виде выпускных экзаменов, представляющих
собой концертное исполнение программы. К выпускным экзаменам допускаются
обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету,
подлежащему итоговой аттестации.
Обучающиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный
технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и
стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных
композиторов.
При проведении итоговой аттестации по итогам выпускного экзамена выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,«неудовлетворительно». Качество
подготовки обучающегося к выпускным экзаменам оценивается экзаменационными
комиссиями, сформированными приказом директора.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача
экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются
приказом директора.
Обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное
печатью свидетельство об окончании ДМШ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося:
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Специальность»:
- понимание стиля, композиционных закономерностей в процессе воплощения
художественного образа;
- владение исполнительской культурой (чувство формы, точность артикуляции, звуковая
палитра, выразительная динамика, выразительность интонирования, культура
звукоизвлечения);
- техническое мастерство;
- артистизм и творческое самовыражение в создании яркого художественного образа при
исполнении;
- сценическая культура исполнения;
- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;
- стабильность исполнения;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач.
- соответствие уровня освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной
аттестации:
Оценка «отлично» (5) ставится за артистичное, технически качественное и
художественно-осмысленное исполнение программы, соответствующее классу обучения.
В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения
инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно
качественное исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна
грамотная и профессиональная работа преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за формальное, невыразительное, без
отношения исполнение. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение
сбивчивое, имеются технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором,
15

отсутствует чувство стиля и формы. Обучающийся слабо владеет инструментом,
исполнительский аппарат зажат. Программа заниженной сложности.
Оценка «не удовлетворительно» (2) ставится в случае существенной недоученности
программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного
исполнения, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае
отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку итоговой
аттестации:
Оценка «отлично» (5) - яркая осмысленная игра, выразительная динамика; текст
сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение
исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком
художественном уровне игры. В интерпретации произведений присутствует стилевая
дифференциация исполнения и положительная индивидуальная составляющая.
Оценка «хорошо» (4) – игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не
все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает
возможность оценить исполнение на «отлично». Интонационно и ритмически игра может
носить неопределенный характер. В целом выступление ровное, сценически стабильное.
Оценка «удовлетворительно» (3) - средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.
Требования программы соблюдаются на уровне верного воспроизведения текста при
наличии претензий к технике исполнения, раскрытию художественного образа. Можно
говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от
времени, потраченного на работу дома или отсутствие интереса у ученика к занятиям
музыкой.
Оценка «неудовлетворительно» (2) - исполнение с частыми остановками,
однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия
самого ученика в процессе музицирования. Оценка «неудовлетворительно» также
ставится в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:
1-2 классы:
- умение концентрировать внимание во время занятия и на выступлениях;
- освоение нотной грамоты;
- свободное ориентирование на клавиатуре;
- правильная постановка игрового аппарата;
- умение самостоятельно и грамотно делать первоначальный разбор музыкального
произведения.
3-4 классы:
- поиск эмоционального отклика при исполнении музыкальных произведений;
- понимание и реализация основных музыкальных задач;
- развитие технических навыков;
- развитие исполнительского мастерства.
5-6 классы:
- развитие целеустремленности и трудолюбия;
- становление общей культуры обучаемого;
- развитие личностного отношения к исполняемым музыкальным произведениям,
создание яркого музыкального образа;
- усовершенствование исполнительского мастерства.
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», не выполнившим
учебный план по болезни или другой уважительной, объективной причине, может быть
предоставлен дополнительный срок для ее освоения, по решению Педагогического совета
16

и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающиеся могут быть оставлены на
повторный год обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В течение всех лет обучения игре на инструменте внимание преподавателя должно
быть систематически и последовательно направлено на развитие музыкальности
обучающегося, выразительности его исполнения и всех музыкально-исполнительских
навыков. За время обучения необходимо научить ученика самостоятельно разучивать и
грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской
музыкальной школы. С первых занятий необходимо познакомить ученика с истоками
народного творчества, историей возникновения русского народного инструмента,
познакомить с его устройством, научить заботиться об инструменте и грамотно с ним
обращаться. Рассказать об эволюции развития инструмента и исполнительства на нём,
демонстрируя возможности посредством игры произведений различного характера, таким
образом, способствуя развитию у обучающегося инициативы, интереса к инструменту,
мотивируя обучающегося к сознательному овладению инструментом. Необходимо
показать разнообразие сольного и коллективного творчества (прослушивая записи
известных исполнителей на баяне, аккордеоне, народных ансамблей и оркестров).
Обучение игре на инструменте баян, аккордеон требует от обучающихся не только
наличие музыкальных и интеллектуальных способностей, но и достаточно хорошего
здоровья и физической выносливости. Прежде чем приступить к обучению, необходимо
изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений. Цель их заключается в том,
чтобы обучающийся при игре на инструменте мог сознательно руководить своими
движениями и контролировать состояние мышц.
Особое внимание необходимо уделить посадке и постановке аппарата.
Осуществлять работу по посадке за инструментом, постановке рук и организации
исполнительского аппарата следует комплексно, вырабатывая рациональные навыки
постановки. Во время игры на баяне, аккордеоне приходится достаточно длительное
время сидеть на стуле и для того чтобы не было перенапряжения в мышцах спины,
необходимо выполнять нетрудные упражнения по расслаблению мышц плечевого корпуса
и спины. Также необходимо постоянно следить за постановкой и опорой обеих ног. На
начальном этапе обучения это особенно актуально, поэтому рекомендуется каждые 15
минут проверять свободу исполнительского аппарата обучающегося.
Особое внимание следует уделить постановке правой и левой руки отдельно.
Отработать удобную постановку пальцев обеих рук и добиться правильного не зажатого
расположения пальцев, а также верного расположения большого пальца за грифом.
Начальный курс постановки аппарата для игры на баяне, аккордеоне ориентировочно
рассчитан на 1-3 года. Работа над упражнениями различного плана должна
осуществляться систематически – на протяжении всех лет обучения.
Постоянное внимание в работе с обучающимися преподавателю следует уделять
точной интонации, качеству звукоизвлечения, ритму, динамическим оттенкам важнейшим средствам музыкальной выразительности. Изучение их должно проводиться
последовательно на протяжении всех лет обучения.
Большое внимание необходимо уделить работе над сменой меха, над плавным
меховедением. В течение всех лет обучения надо планомерно вырабатывать у
обучающегося умение самостоятельно контролировать смену меха без нарушений
фразировки и звучания.
Параллельно с постановкой рук и работой над звукоизвлечением, необходимо
обучать ученика нотной грамоте, знакомить с элементами музыкального языка, развивать
ритмическую устойчивость, работать над осуществлением самостоятельного слухового
контроля.
С первого года обучения необходимо работать над техническим развитием юного
музыканта. Последовательное изучение гамм, арпеджио и аккордов является
17

обязательным в процессе освоения инструмента. Изучение аппликатурных
закономерностей является основополагающим в техническом развитии обучающегося.
Необходимо развивать навыки самостоятельной работы у обучающихся,
воспитывать грамотное отношение к тексту, что позволяет преподавателю более
плодотворно использовать время в процессе классных занятий, выявлять и развивать
индивидуальные психологические и физические особенности обучающегося.
Большое место в процессе обучения занимает правильность выбора репертуара.
Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены
произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. Подбор произведений
должен отвечать целям отработки каких-либо технических приёмов и развития
музыкального мышления. При этом необходимо руководствоваться принципом
постепенности
и
последовательности,
а
также
подбирать
произведения
дифференцировано (с учётом музыкальных способностей). Успехи обучающегося на всех
этапах обучения зависят не только от его данных и прилежания, но также и от
последовательности задач, ставящихся перед ним в разумно подобранном репертуаре. В
работе над репертуаром преподаватель должен добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для
публичного исполнения, другие - для показа в классе, третьи - с целью ознакомления. Все
это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Индивидуальный подход к каждому ученику создает преподавателю необходимые
условия для эффективной реализации всего комплекса поставленных задач. Основной
формой учебной и воспитательной работы является урок в классе. В большинстве случаев
более целесообразен такой метод проведения урока, при котором преподаватель в начале
урока проверяет выполнение домашнего задания: прослушивает заданное произведение
(гаммы, этюды, пьесы) с начала до конца (при этом желательно не прерывать исполнение
обучающегося). После этого переходит к его разбору и дает необходимые указания. Все
недостатки в игре ученика устраняются преподавателем путем разъяснения,
подкрепленного игрой на инструменте (показываются различные штриховые,
динамические и ритмические варианты работы). Также объясняется характер
исполняемого произведения, его стиль и форма, даются указания о процессе выполнения
нового задания. Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателем
произведения целиком или частично следует признать наилучшим методом ведения урока,
стимулирующим интерес ученика к занятиям, его внимание и активность.
Одной из необходимых педагогических задач является подготовка ученика к
выступлению. Воспитание в учениках навыков выступления на эстраде начинается уже в
первый год обучения. Необходима постоянная организация публичных выступлений, так
как исполнительское творчество рождается только в концертной практике. Это и
психологическая подготовка ученика перед выходом на сцену, изучение эпохи создания
произведения, отработка технически трудных тактов, достижение целостности материала,
передача художественной и содержательной ценности данного произведения.
Немаловажной задачей преподавателя является развитие музыкальнохудожественного вкуса, воспитание гармоничной личности обучающихся. Необходимо
заниматься эстетическим образованием детей, прививать им любовь к литературе,
живописи, театру, повышать их интеллектуальный уровень. Поэтому еще одной формой
воспитательной работы является совместное посещение концертов, выставок, а также
проведение тематических бесед и лекций-концертов внутри класса и на уровне школы.
Большое значение для успешного обучения имеет и постоянный контакт с
родителями. Контроль родителей за выполнением домашних заданий, посещаемостью
уроков, заинтересованность родителей в самом процессе обучения и его результативности
позволяет родителям совместно с преподавателем правильно организовать работу ученика,
составить расписание занятий с учетом времени, необходимого для приготовления
заданий по музыкальному инструменту, музыкально - теоретическим предметам и
предметам в общеобразовательной школе, не допуская перегрузки, отражающейся на
здоровье детей.
18

Обязательные родительские собрания, так называемые классные концерты в конце
каждого полугодия с выступлением всех учеников класса, которые дают возможность
детям обыграть свою программу перед большой аудиторией, а родителям увидеть
результаты обучения не только своих детей, являются одной из форм воспитательной
работы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 часов в неделю.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального
и основного общего образования), с опорой на сложившиеся педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.
Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. На начальной стадии обучения особое
значение имеет правильная организация домашних занятий. Так как результаты роста
ученика взаимосвязаны с качеством домашних занятий, в руководящую роль
преподавателя входит контроль и высокая организация продуктивной внеклассной работы
ученика. На первых порах обучения самостоятельные занятия проводятся под
руководством преподавателя, который дает общие и принципиальные указания.
Необходимо развивать эти навыки у обучающихся, они позволят преподавателю более
плодотворно использовать время в процессе классных занятий.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра
технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и
тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более легких произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям,
данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном
порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Методическое обеспечение и обоснование времени внеаудиторной (самостоятельной)
работы обучающихся.
Для полноценного усвоения материала предусмотрена самостоятельная работа, на
которую отводится от двух часов в неделю. Самостоятельная работа выполняется в форме
домашних заданий (работа с нотным текстом, развитие технических навыков, творческие
задания, чтение литературы). Выполнение самостоятельной работы (домашнего задания)
проверяется преподавателем на каждом уроке.
Самостоятельная работа включать разные формы работы:
-прослушивание и просмотр видеоматериала в сети интернет;
-подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к
экзамену, к контрольному уроку, к зачету);
-выполнение творческих заданий (сочинение мелодий, рисунки к музыкальным
произведениям);
- поиск необходимой информации в сети интернет;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у
обучающихся самостоятельности и инициативы;
- подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену;
- работа с учебником, дополнительной литературой;
19

- технические упражнения (гаммы, аккорды, арпеджио, хроматические
последовательности и др.).
Самостоятельные занятия являются необходимым условием для успешного
овладения игры на аккордеоне, баяне.
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить
обучающимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку,
ежедневными или через день.
Школа обеспечивает в пользование обучающимся учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями (Перечень основных репертуарных сборников).
Информационное обеспечение.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется
версия для слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники)
актуальны и обеспечивают достижение планируемых результатов.
VI. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при
изменении режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и
другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в
период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных
траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции,
вебинар и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы
социальной сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы
Яндекс, Mail, Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно
отнести следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный
период, период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного
обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных
технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
20

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и
входит в годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности
обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей
образовательной среды, включающей организацию творческой деятельности обучающихся
путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий,
проводимых коллективом в целях овладения методами и приемами учебновоспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе,
поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации,
проведения и обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной
школе. В рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих
методических проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое
участие преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы,
концерты, творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта
педагогической и методической работы педагогического коллектива школы:
педагогические советы, открытые уроки, публикации, курсы повышения квалификации и
иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом
расширения единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с
творческой деятельностью. Основными целями культурно-просветительской деятельности
являются: развитие эстетического вкуса и расширение кругозора слушателей (детской
аудитории); повышение уровня исполнительской культуры обучающихся; развитие форм
содержательного досуга. Концерты: общешкольные, в рамках проектов, внешкольная
концертная деятельность.
VIII. Список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Список рекомендуемой нотной литературы
1. « Хрестоматия для баяна» (сост. Онегина А., Горохова В.) Москва 1961
2. «20 танго для баяна, аккордеона» тетр.2 (Пьяццолла А.) СПб. Композитор 2000
3. «20 танго для баяна, аккордеона» тетр.1 (Пьяццолла А.) СПб. Композитор 2000
4. «Антология литературы для баяна» часть 1(сост. Липс Ф., Сурков А.) Москва 1984
5. «Антология литературы для баяна» часть 2 (сост. Липс Ф.) Москва 1985
6. «Антология литературы для баяна» часть 3 (сост. Липс Ф.) Москва 1986
7. «Баян 5 класс» Учебный репертуар для ДМШ (сост. Денисов А.) Музична Украина 1975
8. «Звучала музыка с экрана» вып. 1. (сост. Скуматов Л.) СПб. Композитор 2002
9. «Звучала музыка с экрана» вып. 2. (сост. Скуматов Л.) СПб. Композитор 2003
10. «Звучала музыка с экрана» вып. 3. (сост. Скуматов Л.) СПб. Композитор 2003
11. «Звучала музыка с экрана» вып. 4. (сост. Скуматов Л.) СПб. Композитор 2004
12. «Играй мой баян» выпуск 6, Москва 1962
13. «Начальный курс игры на баяне» Аз. Иванов. Ленинград 1975
21

14. «Педагогический репертуар баяниста» 1 – 2 класс, выпуск 1 (сост. Бойко И.Н.) 2000
15. «Полифонические произведения И.С. Баха и его сыновей» (сост. Лихачёва Ю.)
Ленинград 1988
16. «Самоучитель игры на аккордеоне» Мирек А. Москва 1987
17. «Самоучитель игры на баяне» (сост. Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю.) Москва
1974
18. «Сонатины и Рондо» Выпуск 2 (сост. Беньяминов Б.) Ленинград 1968
19. «Хрестоматия аккордеониста» 1 – 2 класс (сост. Бушуева, Павина) Москва 1974
20. «Хрестоматия аккордеониста» 1 – 2 класс ДМШ (сост. Гусева В.) Москва 1988
21. «Хрестоматия аккордеониста» 3 – 5 класс ДМШ (сост. Акимова Ю., Талакина А.)
Москва 1976
22. «Хрестоматия баяниста» 1 – 2 класс ДМШ (сост. Крылусова А.) Москва 1999
23. «Хрестоматия баяниста» 3 – 4 класс ДМШ (сост. Грачёва В.) Москва 1996
24. «Хрестоматия баяниста» 5 класс ДМШ (сост. Грачёва В.) Москва 1997
25. «Хрестоматия баяниста» вып.2. (сост. Крылусов А. С.) Москва, Музыка 2004
26. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3 – 4 класс ДМШ (сост.
Акимов Ю., Мирек А.) Москва 1963
27. «Хрестоматия педагогического репертуара для баяна» 1 – 2 класс ДМШ (сост. Онегина
А.) Москва 1963
28. «Хрестоматия педагогического репертуара для баяна» 5 класс (сост. Горохова В.,
Онегина А.) Москва 1960
29. «Школа игры на аккордеоне» Мирек А. Москва 1966
30. «Школа игры на аккордеоне» Мирек А. Москва 1972
Список рекомендуемой методической литературы
1. «Аккордеонно-баянное исполнительство». Композитор, Санкт-Петербург 2002
2. «Баян и баянисты» сборник статей, вып. 4. Советский композитор, Москва 1978
3. «Баян и баянисты» сборник статей, вып. 6. Советский композитор, Москва 1983.
4. «Баян и баянисты» сборник статей, вып. 7. Советский композитор, Москва 1987
5. «Баян и баянисты» сборник статей, вып. 8. Советский композитор, Москва 1989
6. Акимов Ю. «Фразировка баяниста»
7. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне». Муз. издательство, 1960
8. Егоров Б. « К вопросу о систематизации баянных штрихов»
9. Егоров Б. «Общие основы постановки при обучении игры на баяне»
10. Колесов Л. «Содержание и формы работы баяниста над музыкальным произведением»
11. Липс Ф. «Искусство игры на баяне». Москва. Музыка, 1985

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».