Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»
Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета по выбору
«Оркестр»
Срок реализации: 3 года
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Народные инструменты»
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет
Составители:
- преподаватели МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Гречишников А. А., Гречишникова Г. Н.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.
г. Костомукша
2021 г.
1
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Оркестр» разработана с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на народных инструментах в ДМШ.
Создание оркестрового коллектива в музыкальной школе является важной задачей,
решение которой возможно при продуманном, планировании контингента школы, наличии
квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и
других условиях реализации программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать обучающихся на различных народных
инструментах (домра, балалайка, баян, аккордеон). Распределение обучающихся по группам для
проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к
пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в
зависимости от состава оркестрового коллектива в школе.
Коллективное музицирование играет важную роль на всех этапах музыкального
развития, повышает интерес обучающихся к занятиям, учит понимать функции различных партий,
позволяет знакомиться с более сложными произведениями при непосредственном участии в их
исполнении. Игра в оркестре способствует выработке качеств, необходимых для музыканта:
ощущение единого темпа, ритмической точности, слаженности, синхронности, развивает
способность слышать всю фактуру произведения, дисциплинирует, пробуждает чувство
ответственности, учит жить и творить в коллективе, управлять собой, своими эмоциями,
воспитывает волю и самообладание.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное
обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения
музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития
исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого
музицирования.
Образовательное учреждение имеет право реализовать программу в сокращенные сроки, а
также по индивидуальным учебным планам.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся
на программы художественного развития. Формирование интереса к музыкальному искусству,
воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности к
самостоятельному общению с музыкой как составляющей музыкальной культуры – актуальная
задача нашего времени.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к развитию навыков и приемов
оркестровой игры в коллективе за короткий период. Программа сочетает теоретическую часть,
охватывающую знания основ музыкальной грамоты, устройства народных инструментов, гамм и
терминов в объеме пройденного материала, историю возникновения оркестра народных
инструментов, выдающихся деятелей, знаменитых оркестров и дирижеров.
Реализация программы подразумевает практическую часть, включающую умения
настроить струнный инструмент, самостоятельно и правильно разобрать, и выучить произведение
соответствующего уровня сложности, используя всю палитру темброво-динамических красок
инструмента и красочных приемов, подобрать по слуху мелодию и уметь ее транспонировать,
читать с листа пьесы различного характера, иметь навыки ансамблевой игры. Предполагается
использование индивидуальных и групповых форм работы.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
2
- приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ лежит
принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей и
возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться.
Программа предусматривает не только усвоение практических инструментальных навыков, но
и обеспечивает общее музыкальное воспитание ребенка, приобщая его к музыке, развивая его
творческие способности, расширяя уровень музыкальной эрудиции.
Основными принципами отбора музыкального материала являются художественная ценность,
воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам
выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается образовательной
организацией самостоятельно.
Педагогическая целесообразность:
- программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к
каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный
процесс с учетом индивидуальных, возрастных и музыкальных способностей обучающихся;
- занятия способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию.
Срок реализации учебного предмета.
Срок обучения составляет 3 года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность занятий с 4-6 классы - 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 367,5 часов. Из них: 262,5 часов –
аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
4 - 6 классы – по 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
4 - 6 классы – от 1 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
Затраты учебного времени
аттестации
Годы обучения
4-й год
5-й год
6-й год
Полугодия
7
8
9
10
11
12
Количество недель
16
19
16
19
16
19
Аудиторные занятия
40
47,5 40
47,5
40
47,5
Внеаудиторная (самостоятельная 16
19
16
19
16
19
работа)
Максимальная учебная нагрузка
56
66,5 56
66,5
56
66,5
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут (1 час).
Всего
часов
262,5
105
367,5
мелкогрупповая или групповая.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель - сформировать условия для творческого развития у обучающихся навыков и
приемов оркестровой игры в коллективе, сочетающего подготовку, необходимую для создания
творческого продукта, а также для успешного профессионального роста обучающихся.
Программа направлена на решение следующих задач:
3
- применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенные в
специальном классе;
- понимание музыкального произведения – его основной темы, подголосков, вариаций и т. д.,
исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в оркестре;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
оркестрового музицирования;
- расширение кругозора обучающегося путем ознакомления с репертуаром оркестра духовых и
ударных инструментов;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,
влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга);
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре), артистизма и
музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере
оркестрового музицирования;
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского
комплекса участника оркестра.
Учебный предмет «Оркестр» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а
также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы.
Предмет «Оркестр» расширяет границы творческого общения обучающихся, привлекая к
сотрудничеству исполнителей на различных инструментах. Обучение игре в оркестре
способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания и навыки,
необходимые для участия в профессиональных коллективах и непрофессиональных творческих
музыкальных коллективах. Занятия в оркестре – накопление опыта коллективного музицирования.
Обоснование структуры программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
Выбор методов обучения по предмету «Оркестр» зависит от:
-возраста обучающихся;
-их индивидуальных способностей;
-от состава оркестра;
-от количества участников оркестра.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
-метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем
оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа, знакомство с
дирижерским жестом);
-объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет оркестровые партии и попутно
4
объясняет);
-репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов по образцу
преподавателя);
-частично-поисковый (обучающиеся участвуют в поисках решения поставленной задачи);
-демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся оркестровых
коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. Учебные кабинеты, концертный зал для занятий по учебному предмету
оснащены роялями или пианино и имеют площади не менее 6 кв. метров. Помещения имеют
достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены учебной мебелью. В
ДМШ имеется концертный зал с концертным роялем. Пианино и рояли регулярно обслуживаются
реставратором музыкальных инструментов.
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- учебные кабинеты;
- концертный зал;
- инструменты народного оркестра в нужном количестве - домры малые, домры - альтовые,
флейты, балалайки - секунды, балалайки - альт, гитары -бас, - баяны, аккордеоны, гусли, ударные
и перкуссионные инструменты, струны для домр и балалаек;
- пюпитры;
- методические пособия, нотный материал.
Используемое оборудование и средства обучения:
Компьютер с возможностью выхода в сеть Интернет, принтер, колонки, микрофоны, записи
музыкальных произведений, мультимедийный проектор.
II. Содержание учебного предмета.
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Оркестр», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
- Аудиторные занятия: с 4 -6 классы – 2,5 часа в неделю (0,5 часа – разводная репетиция и 2 часа –
сводная репетиция).
- Самостоятельные занятия: с 4 по 6 классы – от 1 часа в неделю.
Виды выполнения домашнего задания:
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Тематический план
Четверть
Тема
I, II, III, IV
Оркестровые произведения
Произведения для инструмента или голоса с оркестром народных инструментов
Работа с ансамблями – домры
Работа с ансамблями – баянисты
Работа с другими ансамблями
Ежегодный учебный план
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Знакомство
с
инструментами, 21
группами народного оркестра
Работа над рассадкой обучающихся по 2
группам
Работа над гаммами и упражнениями
4
Изучение музыкальной грамоты и
4
терминов
Количество часов
теория
практика
9
12
1
1
2
2
2
2
Форма аттестации
(контроля)
Опрос
Опрос музыкальных
5
терминов
Работа над произведениями различных 7
жанров
Разбор партий по инструментам
4
2
5
2
2
Знакомство с творчеством
профессиональных оркестров русских
народных инструментов
Работа над партиями индивидуально
Работа над произведениями с
концертмейстерами
Работа над гаммами и упражнениями
Подготовка к выступлению на сцене
18,5
6
12,5
5
5
2
2
3
3
5
3,5
2
-
3
3,5
Работа над образностью в
произведениях
Работа над партиями по группам
Работа над произведениями различных
жанров
Достижение поставленных задач по
образам в произведениях
27
11
16
8
7
4
3
4
4
6
2
4
Подготовка к выступлению на сцене
6
2
4
Подготовка и выступление на сцене
21
5
16
Работа над произведениями различных
жанров с концертмейстерами
Прогон, показ творческого искусства
9
3
6
9
2
7
Концертное выступление оркестра на
конкурсе, концерте
3
-
3
Итого
87,5
31
56,5
Сдача
партий
индивидуально
Сдача
группами
партий
Опрос по созданию
художественных
образов
Опрос
сценическому
поведению
по
Показ творческого
искусства
2. Основные репертуарные принципы.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и
зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм, переложения классической
музыки, карельской музыки для оркестра. Руководитель оркестрового класса может по своему
усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими
музыкально-исполнительским возможностям обучающихся, обрабатывать и делать переложения
произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.
Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего уровню
подготовки оркестра, является одним из важных факторов его успешной работы. Учитывая
наличие в оркестре обучающихся разных классов и их различную подготовку, руководитель
должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для
каждого оркестранта. Завышение репертуара ведет к загрузке обучающихся утомительной и
неинтересной работой, что значительно снижает их интерес к занятиям.
В течение учебного года в оркестровом классе необходимо пройти 2-3 произведения. На
занятиях оркестра большое внимание следует уделять развитию у обучающихся навыков чтения
нот с листа. В целях постепенного и планомерного развития этого навыка рекомендуется начинать
работу с легких произведений, с минимальным количеством знаков альтерации и простым
ритмическим рисунком.
При чтении нот с листа необходимо выполнять элементарные требования данной
6
партитуры, чтобы получить правильное представление о содержании и форме исполняемого
произведения. Важно помнить, что количество проработанных произведений, их разнообразие по
жанру, форме, фактуре и характеру имеет большое значение не только в расширении
музыкального кругозора обучающихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.
3. Требования по годам обучения.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для
родителей и преподавателей, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции
в общеобразовательных школах, в досуговых учреждениях, домах детского творчества и пр.),
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. В конце учебного
года проводятся контрольные уроки или академические концерты.
В оркестровой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные
музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Годовые требования
В течение года коллектив должен пройти 2-3 пьесы. В конце учебного года проводятся
контрольные уроки или академические концерты, где исполняется 1-2 произведения.
Четвертый класс (1 год обучения).
Освоение первоначальных игровых навыков на основных инструментах оркестра и их
оркестровых разновидностях (домра альт, балалайка секунда, басовая группа и др.). Овладение
основными навыками техники игры (посадка, способы звукоизвлечения, аппликатура)
обучающимися не специальных классов. Развитие навыков коллективной игры, навыков
самостоятельного разбора оркестровых партий. Формирование умения исполнять свою партию,
следуя замыслу автора и требованиям руководителя оркестра.
Овладение знаниями
профессиональной терминологии, необходимой на данном этапе. Знакомство с дирижерским
жестом, овладение навыком начинать и заканчивать игру по дирижерскому жесту.
Пятый класс (2 год обучения).
Дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальных
инструментов, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры. Формирование
умения разучивать партии в группах однородных инструментов и самостоятельно; умения
слышать подголоски, партии солиста и аккомпанемента, навыков понимания дирижерского жеста.
Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах. Развитие навыков оркестрового
исполнительства и артистичности. Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством
композиторов, с лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами, прослушивание их игры
в записях.
Шестой класс (3 год обучения).
Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более сложной фактуры,
синхронного выполнения игровых приемов, достижения унисона в исполняемой партии.
Выработка ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком. Знание основных схем дирижирования. Знакомство с главными
компонентами музыкального языка (ритм, высота, ладовое тяготение, мелодия, аккомпанемент).
Освоение средств выразительного исполнения (фразировка, динамика, артикуляция, тембровое
сопоставление). Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта. Понимать
форму музыкального произведения. Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя
замыслу и трактовке руководителя оркестра. Исполнение репертуара повышенной сложности,
исполнение ведущих партий сводного состава оркестра. Знание основ безопасности при игре на
оркестровых инструментах.
Примерный репертуарный список:
Андреев В. Бабочка (вальс) инстр. А. Тонина
7
Асафьев Б. танец из балета «Кавказский пленник» инстр. Самойлова А.
Багриновский М. Мечтательный вальс, инстр. Алексеева С.
Барчунов П. Полька , инстр. В. Попонова
Балакирев М. Былина, Хороводная, инстр. Н. Иванова
Белорусский танец «Янка», обр. А. Дорожкина
Блинов Ю. Шутка
Брамс И. Вальс , иснтр. Пазовского В.
Бушуев Ф. «Весёлый хоровод»
Будашкин Н. Полька. Инстр. О. Суриной.
Глинка М. патриотическая песнь, Полька, иснтр. А. Дорожкина
Гречанинов А. Вальс , иснтр. В. Гнутова
Даргомыжский А. Казачок , инстр. А. Тонина
Дунаевский И. Колыбельная, иснтр. А. Дорожкина
Корелли А. Сарабанда, инстр. К. Алексеева
Кюи Ц. Пьеса , инстр. Ю. Блинова
Грачёв В. «За водицей»
Лехтинен Р. «Летка-Енка»
Моцарт В. «Маленькая пьеса», «Колыбельная «, инстр. Г. Крылова
Паноморенко Г. Ивушка, инстр. А. Шаранина
Хватов В. «Русский плавный танец», инстр. А. Дорожкин
Хренников Т. «Колыбельная», инстр. А. Дорожкин
Мундониус,обр. Т. Дугушиной «Посодобль»
Польдини Э. «Гном»
Р.н.п «Ах ты, береза». Обр. В. Подъельского.
Широков А. Маленькая приветственная увертюра.
Р.н.п «Я на горку шла». Обр. М. Троицкого
Баканов В. «Осенняя песня»
Чайкин Н. «Русский танец», «Хороводная»
Мыльников А. Добры молодцы и красны девицы.
Пьерпон Ж. «Бубенчики»
Р.н.п «Как при лужку». Обр. А. Зверева.
Сперанский И. Ах, улица широкая.
Чайковский П. «Шарманщик поёт», «Вальс», «Игра в лошадки», «Камаринская», «Сладкая греза» ,
инстр. Ю. Остроумов
Р.н.п «Вот мчится тройка почтовая» Обр. В. Баканова
Чекалов П. Посвещение. Музыка из к/ф «На родине В. Шукшина». Инстр. О. Суриной.
Штраус И. Полька-пиццикато. Инстр. О. Суриной.
Шуберт Ф. Музыкальный момент, инстр. В. Подъельского
Шуман Р. «У камина», «Веселый крестьянин», инстр. А. Тонина
Холминов А. «Песня»
Шендерёв Г. «Далёкая песня»
Тихонов Б. «Шутка»
Веласкес К. ,обр. Дугушина « Целуй меня крепче»
Дрейзен Е. «Берёзка»
Купревич В. Путешествие в Мосальск.
Монно М.,обр. Дугушина «Гимн любви»
Петерсен Р. « Арлекин»
Рнп «При долинушке». Обр. Б. Феоктистова. Инстр. О. Суриной.
Цветков В. Интермеццо.
Цыганков А. Песня. Инстр. О. Суриной.
Р.н.п «Да во городе» Обр. А. Суркова
Р.н.п «Со венком хожу» Обр. Е. Дербенко
Дербенко Е. «О чём гармони говорят»
Дербенко Е. «Деревенский краковяк»
Дербенко Е. «В детском парке»
8
Р.н.п «Ах,Самара-городок» Обр. Ю.Тимонина
Биберган В. Ария
Дербенко Е. «Девичьи страдания»
Дербенко Е. «Острый ритм»
Дербенко Е. «Русская песня»
Дога Е. «Портрет жены художника»
Конов В. Попурри.
Жигалов В. «Русский танец»
Пикуль В. « Слепой гусляр»
Белов В. «Владимирский хоровод»
Р.н.п «Семеновна». Обр. А. Громова.
Френкель Я. «Погоня» из к/ф «Новые приключения неуловимых». Инстр. О. Суриной.
Лусинян А. «Колыбельная»
Р.н.п «На Иванушке Чапан» Обр. Ю.Тимонина
Испанский нар. танец «Танец басков» Обр. А. Корчевой
Корчевой А. Джаз-вальс.
Биберган В. « Галоп» из сюиты «Променад»
Гусев В. Дождь идет.
Дербенко Е. «Старый трамвай»
Дитель В. Фантазия на тему рнп «Коробейники». Обр. М. Рожкова, Г. Митяева. Инстр. О.
Суриной.
Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта». Переложение для двух баянов Б. Слюсаря.
Инстр. О. Суриной.
Золотарёв В. «Диковинка из Дюссельдорфа»
Шахов Г.-Галкин В. «Хоровод»
Рахманинов С. Итальянская полька.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для оркестрового
исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения в оркестре на инструменте;
- умения самостоятельно разучивать партии музыкальных произведений различных жанров и
стилей;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании партии
несложного музыкального произведения на инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на уроках
оркестра;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на уроках оркестра;
- навыков публичных выступлений.
- умения исполнять музыкальные произведения в оркестре на достаточном художественном
уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
Знания и умения, полученные обучающимися в оркестровом классе, необходимы
выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих
музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах
профессиональных учебных заведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий.
9
Виды промежуточного контроля:
- контрольный урок при переходе в следующий класс и по окончанию освоения предмета.
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий,
их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке
обучающегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива.
Повседневно оценивая каждого обучающегося, преподаватель, опираясь на ранее
выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику
усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка на зачете по сдаче партий;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5
(отлично)
4
(хорошо)
3
(удовлетворительно)
2
(неудовлетворительно)
Критерии оценивания исполнения
Регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков
без уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах
коллектива
регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков
без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии
всей программы при недостаточной проработке трудных
технических фрагментов, участие в концертах оркестра
нерегулярное посещение занятий по оркестру, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание
некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в
обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий
пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная
сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к
выступлению на отчетный концерт
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Организация учебного процесса.
Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение
произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий),
проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В
плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество
выступлений оркестра. При этом учитываются возможности обучающихся, подготовленность к
занятиям в оркестре обучающихся разных классов. Неоправданное завышение программы
препятствует прочному усвоению обучающимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и
снижает интерес к занятиям. Целесообразно участие в детском оркестре преподавателей – это
способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования преподавателей и
обучающихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию
преподавателей и обучающихся. В школьном оркестре желательно участие пианистаконцертмейстера. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую
основу произведения, помогая обучающимся в овладении интонацией. По усмотрению
преподавателя могут использоваться клавишные электронные инструменты.
В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом
несколько разнохарактерных произведения, которые рекомендуется исполнять в различных
концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений
10
целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью преподавателей
отделения.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом минимальных затрат
на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего
образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.
Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные
фрагменты до начала совместных репетиций. Преподавателю по оркестру можно рекомендовать
частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на оркестр для индивидуального
разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе работы с оркестром рекомендуется
проводить репетиции в мелкогрупповых занятиях, умело сочетать и чередовать состав.
Преподаватель должен иметь в виду, что формирование оркестра иногда происходит в
зависимости от наличия конкретных инструменталистов в учебном заведении. При определенных
условиях допустимо участие в оркестре обучающихся разных классов (младшие – средние,
средние – старшие). В данном случае преподавателю необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности обучающихся.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа
желательно знакомство обучающихся с большим числом произведений, не доводя их до уровня
концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
обучающимся своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в оркестре.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую
слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для оркестра преподаватель должен стремиться к тематическому
разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи,
качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов
инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа,
профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение исполнителей. Оно
должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального
контактирования между участниками оркестра.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем
ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем
недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали свои творческие намерения,
согласовывая их, друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для
достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между
исполнителями.
Ознакомление с основами дирижерского искусства.
Передать участникам свои исполнительские замыслы руководитель оркестра может с
помощью различных средств. Такими средствами являются: речь, пение, проигрывание партий на
одном из инструментов, специфический язык дирижерских жестов.
С помощью речи руководитель объясняет образно-смысловое содержание музыки, характер
трактовки, силу звучания, указывает на допущенные ошибки и т. д., добиваясь точного
выполнения своих творческих намерений и правильного воспроизведения нотного текста. Для
большей убедительности он может напеть тот или иной отрывок или же сыграть его на
инструменте. Это помогает быстрее достичь желаемого результата.
11
Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции, так и во время
концертного выступления является язык дирижерских жестов. Каждое движение нужно научить
понимать на двух-трех занятиях, повторяя по нескольку раз. При этом обращать внимание на
разницу между жестами, передающими различную по характеру, темпу, настроению и
содержанию музыку. Когда оркестранты начнут достаточно уверенно зрительно воспринимать
особенности жеста, чаще практиковать с ними игру по руке по нескольку тактов из различных
пьес, добиваясь точного одновременного вступления и соответствия исполнения музыки жесту
дирижера.
Оркестрантов необходимо не только учить понимать указания дирижера, но и быстро
выполнять их, помнить о них при исполнении музыки.
Информационное обеспечение. С целью создания широкого, постоянного и устойчивого
доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с
реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов,
организацией образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется версия для
слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) актуальны и
обеспечивают достижение планируемых результатов.
VI. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении
режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам),
в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного
времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции, вебинар
и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы социальной
сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы Яндекс, Mail,
Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести
следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный период,
период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для
пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и входит в
годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
12
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются
созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды,
включающей организацию творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и
др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий, проводимых
коллективом в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения
образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной школе. В
рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих методических
проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое участие
преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие
отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической работы
педагогического коллектива школы: педагогические советы, открытые уроки, публикации, курсы
повышения квалификации и иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом расширения
единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с творческой деятельностью.
Основными целями культурно-просветительской деятельности являются: развитие эстетического
вкуса и расширение кругозора слушателей (детской аудитории); повышение уровня
исполнительской культуры обучающихся; развитие форм содержательного досуга. Концерты:
общешкольные, в рамках проектов, внешкольная концертная деятельность.
VIII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы.
1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. –
Красноярск: гос. Университет.:Краноярск: КрасГУ, 2002.
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989.
3. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Изд. Музыка. – М.: Изд. Музыка, 1990.
4. Басурманов А. П. Справочник баяниста / Под общей ред. Проф. Н. Я. Чайкина. – 2-е изд., испр.
И доп. – М.: Советский композитор, 1986.
5. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1981.
6. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных
духовых и ударных инструментах. – М.: Музыка, 1991. – 168 с.
7. «Всероссийское музыкальное общество»,вып.1,1990г.
8. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982.
– 95 с.
9. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Музыка, 1980.
10. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.:
Музыка, 1998-2007.
11. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб.
Пособие для вузов и училищ – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.
12. Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России.
Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
13. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.:
Музыка, 1982.
13
14. «Колокольчики-бубенчики»,Педагогический репертуар для детского оркестра русских
народных инструментов, сост. О.А.Ахунова
15. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8
лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В
двух частях. Часть 1. Пособие для учителя./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
16. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8
лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В
двух частях. Часть 2. Пособие для учащихся./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
17. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.
18. Пересада А. Справочник домриста. – Краснодар: 1993.
19. Попонов В. Б. «О переложении для русских народных инструментов». – М., изд. «Советская
Россия», 1986
20. Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.
21. Чулаки М. Инструменты оркестра
22. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.– М.: Изд. Музыка, 2000.
23. Чунин В. Современный русский народный оркестр. Методическое пособие для руководителей
самодеятельных коллективов. – М.: Музыка, 1981.
2. Учебная литература (партитуры)
1. «Играем в оркестре» Пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов и
фортепиано. Репертуар старшего дошкольного и младшего школьного возраста ,вып 2,сост. И
автор переложений Л.А. Климова
2.
«Играет
детский
русский
народный
оркестр»,
вып.4,составитель
В.И.
Лавришин,Челябинск,2008г.
3. «Играет детский русский народный оркестр»,вып.1 сост. В.И.Лавришин, Челябинск 2003г.
4. «Начинающему оркестру русских народных инструментов» вып.2 составитель И.Обликин
5. «Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде (популярная эстрадная
музыка),изд. «Азбука» Санкт –Петербург 2006г.
6. «Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде»(классическая музыка),изд.
«Азбука» Санкт-Петербург,2006г.
7. «Популярные мелодии для оркестра» Изд. «Композитор»,Санкт-Петербург,2006г.
8. «Популярные мелодии для оркестра»,изд. «Композитор»,Санкт- Петербург 2006г.
9. «Репертуар клубного оркестра»,изд. «Музыка»,1988г.
10. Городовская В. Испанский сувенир, рапсодия для оркестра русских народных инструментов. –
М.: В. Пешняк, 2001.
11. Дербенко Е. Лирическая миниатюра, Суматоха (кадриль). Серия «Русский инструментальный
ансамбль». Вып. 2. Сост. Е. Павловская. – Курган: Мир нот, 1998.
12. Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов. Сост. Е. Павловская.
– Орел: Е. Павловская, 1993.
13. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 1. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998.
14. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 3. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998.
15. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 4. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998.
16. Детские пьесы для ансамбля и оркестра русских народных инструментов. Переложение И. Г.
Яценко. – М.: Кларентианум, 1999.
17. Играет ансамбль русских народных инструментов «Ваталинка». Сост. В. Петухов. – Тюмень:
Полиграфист, 1998.
18. Играет Уральский государственный русский народный оркестр под управлением Л. Шкарупы.
Произведения Г. Шендерева, Г. Динику, С. Сиротина. – Екатеринбург: АСБАУ, 1997.
19. Колокольчики-бубенчики. Педагогический репертуар для детского оркестра. – СПб.:
Композитор, 2003.
20. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. – Л.: Музыка, 1988.
21. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Редактор-составитель О. В.
Сурина. Вып 1-6. – Приаргунск: 1995-2000.
22. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Сост. В. Цветков. – Л.:
Музыка, 1989.
14
23. Русские народные песни и танцы: Для голоса, блокфлейты и Орф-инструментов. – Челябинск:
MPI, 2004.
24. Сибирский сувенир. Из репертуара ансамбля народной музыки. Сост. А. Прибылов. Вып. 3. –
Улан-Удэ, 1999.
25.Тимонин Ю. Сборник народных ансамблей для малого состава: «Мал? Да удал!» Вып. 2. – изд.
дом «Фаина» Москва, 2015.
26.Дербенко Е. Сборник пьес для баянов, аккордеонов, гармоней: «Играем дуэтом» – изд. дом
«Фаина» Москва, 2014.
27.Золотая библиотека пед. репертуара. Тетрадь №5 Ансамбли. Сост. С.Баканова, В.Баканов –
Москва: Дека-ВС, 2012.
15