Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»
Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Подготовка концертных номеров»
Срок реализации: 6 лет
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография»
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет
Составители:
- преподаватель МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Болодурина Е. А.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.
г. Костомукша
2021 г.
1
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана с учетом
многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в ДМШ.
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения
сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в
рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах.
Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании плана работы
хореографического отделения и учебного заведения в целом.
В процессе подготовки концертных номеров должны участвовать все учащиеся класса.
Участие каждого в массовом номере, в составе небольшого ансамбля или в сольном репертуаре
зависит от уровня его способностей, достигнутых результатов изучения программ специальных
предметов.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков
исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального
творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского
искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого
обучающегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат
ребенка. Обучающиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом из них
творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.
При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические
средства для прослушивания музыки, просмотра видеоматериала.
Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров
хореографического искусства, знакомить обучающихся с лучшими балетными спектаклями,
концертными программами и отдельными хореографическими номерами танцевальных
коллективов.
Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертных номеров»
необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных и
хореографических коллективов, выставок, музеев с последующим их анализом и обсуждением.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Предлагаемая программа рассчитана на шестилетний срок обучения.
Программа имеет художественную направленность и основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей,
формирует
устойчивый
интерес
к
творческой
деятельности.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного
развития, а также важностью сбалансированности физического и духовного развития.
Новизна программы:
- формирование общей культуры обучающихся, эстетического вкуса, культуры свободного
досуга;
- привлечение детей к художественному образованию;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным
поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности самовыражения через
творчество.
2
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ лежит
принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей и
возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться.
По успешном окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно.
Срок реализации учебного предмета.
Срок обучения составляет 6 лет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31
мая. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет 39
недель. Продолжительность занятий в 1 классе – 34 недели в год, со 2 по 6 классы - 35 недель в
год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации
на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Подготовка концертных номеров» при 6летнем сроке обучения составляет 418 часов (2 академических часа в неделю).
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-6 классы – по 2 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
Затраты учебного времени
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
1-й год
2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Полугодия
1
2
3
4 5
6
7 8
9
10
Количество недель
16 18 16
19 16 19 16 19 16 19
Аудиторные занятия
32 36 32
38 32 38 32 38 32 38
Всего
часов
6-й год
11 12
16 19
32 38
418
Форма проведения учебных занятий
Основной формой организации учебной деятельности в музыкальной школе является
урок. Форма проведения урока – мелкогрупповая (групповая), рекомендуемая продолжительность
урока, одного академического часа - 40 минут. Режим занятий: два урока в неделю.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель - развитие танцевально- исполнительских способностей обучающихся на основе
приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения
танцевальных композиций различных жанров и форм.
Задачи учебного предмета:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного участника творческой самодеятельности;
3
развитие самостоятельности, ответственности, активности, трудолюбия;
развитие художественно-эстетического вкуса;
умение передавать стилевые и жанровые особенности;
развитие чувства ансамбля;
развитие артистизма;
умение правильно распределить сценическую площадку, сохраняя рисунок танца;
приобретение опыта публичных выступлений.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
Для достижения
поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- метод организации учебной
деятельности (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение
полученных знаний);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (самоанализ ребенка);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на
инструменте);
- практический (выполнение упражнений);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
Планируемые результаты.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной
программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется
формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции,
навыки участия в репетиционной работе
4
II. Содержание учебного плана.
В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет
обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.
№
Первый класс (первый год обучения)
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего Теоретическ
часов
ие часы
п/
п.
1 Детский танец
2 Аттестация
Итого часов
67
1
68
14
14
Практические
часы
53
1
54
Формы
аттестаци
и
Урок
Зачет
Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять
сценическую площадку. Умение исполнять движения польки: подскоки, галоп.
Примерный перечень хореографических номеров:
Детский танец:
1. Финская полька (произвольная композиция)
2. Чешская полька «Аннушка» (произвольная композиция)
3. Школьная полька (произвольная композиция)
4. Менуэт (произвольная композиция).
В конце учебного года проводится зачет в виде просмотра.
№
Второй класс (второй год обучения)
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего Теоретическ
часов
ие часы
п/
п.
1 Детский танец
2 Классический танец
3 Аттестация
Итого
26
43
1
78
6
10
16
Практические
часы
20
33
1
54
Формы
аттестаци
и
Урок
Урок
Зачет
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти,
умению сосредотачиваться, необходимому в хореографических постановках. Усложнение
движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому.
Отработка исполнения обучающимися небольших вариаций из танцев народов мира и русских
народных постановок.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Э. Григ. Детский танец из балета «Сольвейг». Постановка Л. Якобсона
2. Э. Григ. «Норвежский танец». Постановка Е. Снетковой-Вечесловой
3. Д. Дюкомен. «Полька с мячиком». Постановка А. Ширяева
Со второго класса обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и
фестивалях различного уровня.
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного выступления.
Третий класс (третий год обучения)
Учебно-тематический план
5
№
Название разделов и тем
п/
п.
1 Классический танец
2 Народный танец
3 Аттестация
Итого
Всего
часов
34
35
1
70
Теоретическ
ие часы
Практические
часы
11
10
21
23
25
1
49
Формы
аттестаци
и/контрол
я
Урок
Урок
Зачет
Воспитание у обучающихся навыков, которые помогают создавать танцевальные образы.
Изучение танцев и обхявнение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного
содержания исполняемой композиции.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Л. Герольд. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность». Постановка О.
Виноградова
2. Д. Обер. Детский танец из балета «Фадетта». Постановка Л. Лавровского
Народный танец:
1. Русский сюжетный танец
2. Русский мужской танец «Камаринская»
3. Гуцульский танец
4. Татарский танец
5. Белорусский танец «Крыжачок»
6. Белорусский танец «Бульба»
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного выступления.
Четвертый класс (четвертый год обучения)
Учебно-тематический план
№
Название разделов и тем
п/
п.
1 Классический танец
2 Народный танец
3 Аттестация
Итого
Всего
часов
34
35
1
70
Теоретическ
ие часы
Практические
часы
11
10
21
23
25
1
49
Формы
аттестаци
и
Урок
Урок
Зачет
Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ
в пластике движения. Формирование умений и навыков выполнения сложных трюковых и
силовых элементов народного и классического танцев, понимание необходимости
совершенствования танцевального мастерства.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Ш. Фрамм. «Маленькие испанцы». Постановка Л. Якобсона
2. П. Гертель. «Саботьер». Детский танец из балета «Тщетная предосторожность»
3. П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Хореография М. Петипа
Народный танец:
1. Русская плясовая
2. Белорусский танец «Веселуха»
3. Украинский танец «Коломийка»
4. Молдавский танец «Молдовеняска»
6
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного выступления.
№
Пятый класс (пятый год обучения)
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего Теоретическ
часов
ие часы
п/
п.
1 Классический танец
2 Народный танец
3 Аттестация
Итого
34
35
1
70
11
10
21
Практические
часы
23
25
1
49
Формы
аттестаци
и
Урок
Урок
Зачет
Умение выполнять движения классического и народного танца, усложняя танцевальные
комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики; исполнять
различные движения в соответствии с характером танца; раскрыть свою исполнительскую
индивидуальность и работать в ансамбле.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. А. Адан. Вальс крестьянок из 1 акта балета «Жизель». Хореография Ж. Коралли
2. Х. Левенскольд. «Pas de quatre» сильфид из балета «Сильфида». Хореография А. Бурнонвиля
Народный танец:
1. Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях областей России
2. Башкирский танец
3. Мордовский танец
4. Итальянский танец «Тарантелла»
5. «Арагонская хота»
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного выступления.
№
Шестой класс (шестой год обучения)
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего Теоретическ
часов
ие часы
п/
п.
1 Классический танец
2 Народный танец
3 Аттестация
Итого
34
35
1
70
11
10
21
Практические
часы
23
25
1
49
Формы
аттестаци
и
Урок
Урок
Зачет
Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности,
отработке техники движений. Предполагается дальнейшее развитие у обучающихся умения
подчеркнуть свою индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в
ансамбле, формирование навыков сотворчества с преподавателем при постановке новых танцев.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. А. Адан. Танец подруг из 1 акта балета «Жизель». Хореография Ж. Коралли
2. П. Чайковский. Вариации фей из балета «Спящая красавица». Хореография М. Петипа
3. Й. Байер, Р. Дриго. Вариации кукол из балета «Фея кукол». Хореография К. Сергеева
4. П. Чайковский. Сцена снежинок из 2 акта балета «Щелкунчик». Хореография В. Вайнонена
Народный танец:
7
1. Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях областей России
2. Калмыцкий мужской танец
3. «Арагонская хота»
4. Венгерский народный танец
5. Болгарский народный танец
6. Польский танец «Мазурка»
7. Испанский академический танец
В конце учебного года проводится итоговый зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
IV. Формы аттестации, оценочные материалы.
Аттестация.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, путем выставления на уроках оценок по
пятибалльной шкале с использованием плюсов и минусов: «отлично +» (5+), «отлично» (5),
«отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+),
«удовлетворительно» (3), «удовлетворительно» - (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2»
при аттестации обучающегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его
неуспеваемости по соответствующему предмету.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При выставлении
четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также оценки, полученные за
контрольные уроки, зачеты или концерты, проходившие в данной четверти.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка за выступление на контрольном уроке;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Итоговая аттестация проводится в виде итогового зачета, представляющий собой
концертное исполнение программы. К итоговому зачету допускаются обучающиеся, полностью
выполнившие все учебные задания по учебному предмету, подлежащему итоговой аттестации.
При проведении итоговой аттестации по итогам выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество подготовки обучающегося к
выпускным экзаменам оценивается экзаменационными комиссиями, сформированными
приказом директора.
Оценка заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
Обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное печатью
свидетельство об окончании ДМШ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося:
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется
формированием
комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
-умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
-умение работы в танцевальном коллективе;
-умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
-умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции,
-навыки участия в репетиционной работе.
8
Критерии оценок:
Оценка 5 «отлично»:
технически
качественное и
художественно
осмысленно
исполнение, отвечающее всем
требованиям
на
данном
этапе
обучения.
Оценка 4 «хорошо»:
отметка отражает
грамотное исполнение с
небольшими
недочетами (как в
техническом плане, та и в художественном).
Оценка 3 «удовлетворительно»: исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученные движения, слабая техническая подготовка, невыразительное исполнение,
отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д.
Оценка 2 «неудовлетворительно»: комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.
V. Методические и информационные материалы.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа по предмету «Подготовка концертных номеров» предлагает примерный
перечень лучших образцов классических хореографического наследия, которые могут
использоваться по выбору преподавателя с учётом профессиональных возможностей и
технической подготовки, как класса, так и индивидуально учащихся. Очень полезно
использовать в работе постановки из репертуара профессиональных хореографических
коллективов, доступные для исполнения учащимися. В роли хореографов могут выступать и
преподаватели, осуществляя постановку концертных номеров на основе пройденного учебного
материала в классе.
Содержание учебного предмета определяется в соответствии с учебным планом
образовательного учреждения. Изучение учебного материала данного предмета рекомендуется
проводить по возрастным категориям:
- младшие классы (1-2 год обучения по 6-летнему учебному плану);
- средние классы (3-4 год обучения по 6-летнему учебному плану);
- старшие классы (5-6 год обучения по 6-летнему учебному плану).
При подборе сценического репертуара по предмету «Подготовка концертных номеров»
преподаватель должен учитывать возрастные особенности и технические возможности
обучающихся. Исполнительские возможности детей ограничены. Так, в младших классах,
хореографические постановки должны состоять из небольшого количества элементов и
движений, соединённых в интересных сочетаниях и перестроениях (рисунках) танца.
Хореографические этюды и небольшие танцевальные композиции являются теми простейшими
концертными номерами, которые доступны для репетиционной деятельности учащихся
младших классов. Не менее важную роль в создании детского танца играет правильный выбор
музыкального произведения, которое должно быть образным, с ясной мелодией и чётким
ритмическим рисунком. Музыка должна являться средством воспитания музыкальной культуры
учащихся.
Одним из основополагающих предметов в хореографическом образовании является
народный танец. Его обязательно нужно включать в репертуар по предмету «Подготовка
концертных номеров». В средних классах закладываются основы предмета «Народносценический танец». Разнообразие изученного материала на этом предмете даёт широкие
возможности для балетмейстерской деятельности преподавателя.
Концертные номера старших классов должны отличаться своей многожанровостью.
Изучение классического и народно-сценического танца, историко-бытового и современного
танца (вариативная часть) предполагают подготовку и исполнение концертных номеров на
основе всего пройденного материала. Но вместе с тем, подготовка концертных номеров не
является самоцелью в предпрофессиональном хореографическом образовании - это результат
длительной учебной работы, подготавливающий к дальнейшему профессиональному
образованию.
Репетиционная работа с учащимися проводится преподавателем и концертмейстером.
Занятия строятся по следующему плану:
Вводное слово преподавателя
9
Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем такие сведения, как
история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен
на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа,
при разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его создания, о стиле
исполнения, характерном для той эпохи.
Слушание музыки и ее анализ
Преподаватель предлагает прослушать музыку хореографического номера, определить ее
характер, темп, музыкальный размер и т.д.
Разучивание движений и элементов танца, поз и основных рисунков
При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором
ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их
самостоятельно. При изучении особенно сложных движений может быть применено временное
упрощение. Затем танцевальная лексика постепенно усложняется, приближаясь к законченной
форме. Когда все элементы проучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные
комбинации.
Работа над танцевальным образом
Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя
основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений.
Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить
любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца
используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом
результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ
элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу урока
делаются в спокойной, требовательной, но
доброжелательной форме, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых
незначительных успехов обучающегося.
Применение образовательных технологий:
- личностно-ориетированные образовательные технологии;
- технологии сотрудничества;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- инновационные компьютерные, информационно-образовательные технологии.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить
ребенка правильно выполнять домашние задания и работать самостоятельно, что позволяет
значительно активизировать учебный процесс.
Большое значение имеет поэтапное усвоение материала и совместный поиск с
преподавателем правильного решения. Творческая деятельность развивает такие важные для
любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность,
трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Информационное обеспечение.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется версия для
слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) актуальны и
обеспечивают достижение планируемых результатов.
10
VI. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при
изменении режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и
другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период
каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий
обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции,
вебинар и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы
социальной сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы
Яндекс, Mail, Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести
следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный
период, период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного
обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для
пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и входит в
годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются
созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды,
включающей организацию творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров и др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий, проводимых
коллективом в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения
образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной школе. В
рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
11
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих
методических проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое участие
преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие
отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической
работы педагогического коллектива школы: педагогические советы, открытые уроки,
публикации, курсы повышения квалификации и иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом расширения
единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с творческой
деятельностью. Основными целями культурно-просветительской деятельности являются:
развитие эстетического вкуса и расширение кругозора слушателей (детской аудитории);
повышение уровня исполнительской культуры обучающихся; развитие форм содержательного
досуга. Концерты: общешкольные, в рамках проектов, внешкольная концертная деятельность.
Материально-техническое обеспечение программы.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы
«Подготовка концертных
номеров» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
балетный класс площадью 84,3 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца
напольное покрытие (линолеумное), балетные станки (палки) длиной более 25 м (11+7.67+7.67)
погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на двух стенах;
наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку,
фильмотеку);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий,
репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки для обучающихся и преподавателей.
VIII. Список литературы.
1. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. Орел, 2005
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия. СПб, Издательство
СПбГУП, 2000
4. Музыка для детских танцев. Нотное приложение к хрестоматии детских танцев из классических
балетов. СПб, Издательство СПбГУП, 2000
5. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть I, Орел,
1999
6. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть II. Орел,
2004
7. Климов А.А. Основы русского народного танца. М. «Искусство», 1981
8. Ткаченко Т.С. Народный танец. М. «Искусство», 1954
9. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М. «Искусство», 1975
10. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М., «Искусство», 1996
12