Народно-сценический танец

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»

Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Народно-сценический танец»
Срок реализации: 4 года
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография»
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет

Составители:
- преподаватель МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Болодурина Е. А.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.

г. Костомукша
2021 г.

1

I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана с учетом
многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в ДМШ.
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание обучающихся, на приобретение
основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического
отношения к танцевальной культуре народов мира.
Учебный предмет «Народно-сценический танец» изучается с 3 по 6 классы (6-летний срок
обучения).
Содержание учебного предмета «Народно-сценический
танец» тесно связано с
содержанием учебных предметов «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров»,
«Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению
экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки
дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и
на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений,
способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц,
которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народносценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой
исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их
исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Программа имеет художественную направленность и основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного
развития.
Новизна программы:
- формирование общей культуры обучающихся, эстетического вкуса, культуры свободного
досуга;
- привлечение детей к художественному образованию;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным
поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности самовыражения
через творчество.
Программа художественной направленности в системе дополнительного образования
ориентирована на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и
культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой
личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей
обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Предлагаемая программа рассчитана на шестилетний срок обучения.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ
лежит принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей и
возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться.
2

По успешном окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно.
Срок реализации учебного предмета «Народно-сценический танец».
Срок обучения составляет 4 года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31
мая. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет 39
недель. Продолжительность занятий с 3 по 6 классы - 35 недель в год.
Объем учебного времени.
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 385 часов.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 3-й класс – по 2 часа в неделю.
- 4-6 классы – по 3 часа в неделю.
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Количество недель
Аудиторные занятия

Затраты учебного времени
3-й год
16
19
32
38

4-й год
16
19
48
57

5-й год
16
19
48
57

Всего
часов
6-й год
16
19
48
57

385

Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Основной формой организации учебной деятельности в музыкальной школе является
урок. Форма проведения урока - мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), групповая, рекомендуемая
продолжительность урока, один академический час - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель - развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей
обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков,
необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных
композиций народов мира.
Задачи:
- обучение основам народного танца;
- развитие танцевальной координации;
- обучение виртуозности исполнения;
-обучение
выразительному
исполнению
и
эмоциональной раскрепощенности
в
танцевальной практике;
- развитие физической выносливости;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие сценического артистизма;
- развитие дисциплинированности;
- формирование волевых качеств.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
3

- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения;
просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков,
танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня
развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на
более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Планируемые результаты.
Образовательные:
- закрепление азбуки народно-сценического танца;
- закрепление правильности и чистоты исполнения движений;
- освоение диапазона выразительности народно-сценических движений;
- знать терминологию танцевальных элементов, изученных по программе;
- создавать танцевальные образы в этюдах.
Развивающие:
- развитие координации;
- развитие устойчивости;
- развитие внимательности, креативного мышления.
Воспитательные:
- повышение мотивации обучающихся;
- формирование настойчивости в достижении цели, стремления к получению качественного
результата, умения работать в команде;
- использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.
II.
Содержание учебного плана.
Учебная программа по предмету «Народно-сценический танец», рассчитана на 4 года. В
распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся
применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование
обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от постановки корпуса до
выступления на концертной площадке.
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
- ознакомление с рисунком народно-сценического танца особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
4

Годовые требования.
3 класс (1 год обучения)
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и
белорусского танца, освоение данных элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
- знать движение в различных ракурсах и рисунках;
- уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
Изучаемые танцы:
Русские танцы
Белорусские танцы
№
п/
п.
1
2
3
4

Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего
Теоретические
Часов
часы
Эксерсис у станка
Экзерсис на серeдине зала
Вращения
Аттестация по полугодиям
Итого:

Практические
часы

28
25
15
2

8
7
5
-

20
18
10
2

70

20

50

Формы
аттестаци
и/контрол
я
Урок
Урок
Урок
Контр.
ур., зачет

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений
– у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее
осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15
лет.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от
простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Экзерсис у станка
1. Пять позиций ног.
2. Preparation к началу движения.
3. Переводы ног из позиции в позицию.
4. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
5. Battements tendus (выведение ноги на носок).
6. Battements tendus jetés (маленькие броски).
7. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
8. Grands battements jetés (большие броски).
9. Relevé (подъем на полупальцы).
10. Port de bras.
11. Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
12. Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала
5

1. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая
рука в подготовительном положении (2 полугодие).
2. Основные положения и движения рук:
- ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
- руки скрещены на груди,
- одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть др., указательный палец которой упирается
в щёку,
- положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
г) «воротца»,
- положения рук в круге:
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка»,
- движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),
в) взмахи с платочком,
г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
- простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
- переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450- переменный
ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
- переменный ход с plié на оп.н. и вынесением раб. н. на воздух через 1 позицию ног,
- шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-450,
- комбинации из основных шагов.
4. «Припадание»:
- по I прямой позиции,
- вокруг себя по I прямой позиции (1 полугодие),
- 2 полугодие — по V позиции,
- вокруг себя и в сторону.
5. Подготовка к «веревочке»:
- без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие,
6. «Гармошечка»:
- начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
- «лесенка»,
- «елочка»,
- исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
7. Основы дробных выстукиваний:
- простой притоп,
- двойной притоп,
- в чередовании с приседанием и без него,
- в чередовании др. с др., двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с
хлопушкой),
- подготовка к двойной дроби —1 полугодие,
- двойная дробь — 2 полугодие,
8. Хлопки и хлопушки для мальчиков:
- одинарные,
- двойные,
6

- тройные,
- фиксирующие,
- скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
9. Подготовка к присядкам и присядки:
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),
- подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
- «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие,
- подскоки на двух ногах,
10. Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а 4-е в повороте на 450,
- подскоки по той же схеме,
- «поджатые» прыжки по той же схеме,
- подготовка к tours (мужское).
11. Во втором полугодии вводится поворот на 900 во всех вращениях.
12. Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retire по схеме 2 шаги - retire на месте, 2 - в повороте на 900, 5, 6, 7, 8 - шаги на
месте;
- к концу полугодия: 2 шага retire на месте, 2 - в повороте на 1800, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза;
- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retire на 1800;
- подскоки – разучиваются по той же схеме
4 класс (второй год обучения)
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- основные движения русского, татарского и украинского танцев;
- манеру исполнения упражнений и характер русского, татарского, украинского танцев;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
Изучаемые танцы:
Русские танцы
Украинские танцы
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- основные движения русского, татарского и украинского танцев;
- манеру исполнения упражнений и характер русского, украинского танцев;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
№

Название разделов и тем

п/
п.
1
2
3
4

Эксерсис у станка
Экзерсис на серeдине зала
Вращения
Этюды

Учебно-тематический план
Всего
Теоретические
Практические
Часов
часы
часы

25
31
19
28

7
12
5
10

18
19
14
18

Формы
аттестации/конт
роля
Урок
Урок
Урок
Урок
7

5

Аттестация по полугодиям
Итого:

2
105

34

2
71

Контр. ур., зачет

Экзерсис у станка
1.Demi-pliés u grand-pliés (полуприседания и полные приседания).
2. Battements tendus (cкольжение стопой по полу).
3. Battements tendus jetés (маленькие броски).
4. Рas tortillé (развороты стоп).
5. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
6. Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя).
7. Подготовка к маленькому каблучному.
8. Маленькое каблучное.
9.Подготовка к «верёвочке»,
10. «Веревочка».
11. Подготовка к battements fondus.
12. Подготовка к «молоточкам».
13. Подготовка к «моталочке».
14. Développé.
15. Дробные выстукивания.
16. Grand battements jetés (большие броски).
Движения, изучаемые лицом к станку
1. Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и
в сторону, на plié, с полурастяжками и растяжками.
2. Для мальчиков:
а) подготовка к присядкам,
б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,
в) мячик боком к станку,
г) с выведением ноги вперед.
3. Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.
4. С выходом во вторую позицию широкую на каблуки.
5. «Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, первое полугодие с фиксацией на паузе после
броска ноги вперед.
6. «Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе первое
полугодие.
7.
Экзерсис на середине зала
1. Русский поклон:
а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным
притопом в конце);
б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
2. Основные положения и движения русского танца:
а) переводы рук из одного основного положения в другое:
- из подготовительного положения в первое основное,
- из первого основного положения в третье,
- из первого основного во второе,
- из третьего положения в четвертое (женское),
- из третьего положения в первое,
- из подготовительного положения в четвертое.
б) движение рук с платочком:
- взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4
позиции),
- то же самое из положения — скрещенные руки на груди,
8

- работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими
руками одновременно или поочередно каждой рукой.
3. Положения рук в парах:
- под «крендель»,
- накрест,
4. Положение рук в рисунках танца:
- в тройках,
- в «цепочках»,
- в линиях и в колоннах,
- «воротца»,
- в диагоналях и в кругах,
- «карусель»,
- «корзиночка»,
- «прочесы».
5 Ходы русского танца:
- переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450, на п/п
- тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол.
- простой переменный ход на полупальцах,
- шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом),
- шаг-удар с небольшим приседанием одновременно,
- ход с каблучка с мазком каблуком,
- ход с каблучка простой,
- «бегущий» тройной ход на полупальцах,
- простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
- бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции,
- такой же бег с различными ритмическими акцентами,
- комбинации с использованием изученных ходов.
Припадания:
- припадания по 5 поз. в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали.
7. Подготовка к «веревочке»:
- с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие,
- «косичка» (в медленном темпе).
8. «Веревочка»:
а) подготовка к «веревочке» — первое полугодие (на высоких полупальцах),
б) «косыночка»,
в) простая «веревочка» — первое полугодие,
9. Подготовка к «молоточкам»:
- по I прямой позиции с задержкой ноги сзади,
- 2 полугодие — без задержки.
10. Подготовка к «моталочке»:
- по I прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,
- 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
11. «Молоточки» простые. Второе полугодие - по 5 позиции.
12. Все виды «гармошечек»:
- «лесенка»,
- «елочка» в сочетании с pliés полупальцами с приставными шагами и припаданиями.
13. «Ковырялочки»:
- простая, в пол — 1 полугодие,
- простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной ноге — 1 полугодие.
6

9

14. Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции:
- простые (до щиколотки),
- простые (до уровня колена),
- с ударом по 1 прямой позиции,
- двойные (до уровня колена с ударом),
- с продвижением в сторону.
15. Основы дробных выстукиваний:
- «трилистник» — 1 полугодие,
- «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,
16. Основы дробных выстукиваний:
- переборы каблучками ног,
- переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие.
17. Дробные движения:
- двойные притопы,
- тройные притопы,
- аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону,
- притопы в продвижении,
- притопы вокруг себя,
- простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении),
- простые переборы каблучками,
- переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке,
- переборы каблучками и п/п (на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпуса),
- «трилистник» с притопом,
- двойная дробь с притопом,
- «горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный,
- «ключ» простой.
12. Подготовка к присядкам и присядки:
- поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
- присядки на двух ногах,
- присядки с выносом ноги на каблук,
- присядки с выносом ноги в сторону на 450 — 2 полугодие.
17. Полуприсядки:
- с выносом ноги на 450,
- с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
- с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
18. Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений.
5 класс (третий год обучения)
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, украинского, молдавского
танцев;
- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных
форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки, веночки, платочки,
шапки, корзинки, бубны и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.
Изучаемые танцы:
10

Русские танцы
Белорусские танцы
Украинские народные танцы
№
п/
п.
1
2
3
4
5

Название разделов и тем

Эксерсис у станка
Экзерсис на серeдине зала
Вращения
Этюды
Аттестация по полугодиям
Итого:

Учебно-тематический план
Всего
Теоретические
Практические
Часов
часы
часы

25
31
19
28
2
105

7
12
5
10
34

18
19
14
18
2
71

Формы
аттестации/конт
роля
Урок
Урок
Урок
Урок
Контр. ур., зачет

Экзерсис у станка
1. Demi pliés и grand pliés (полуприседания и полные приседания).
2. Battements tendus (скольжение ногой по полу) .
3. Battemets tendus jetés (маленькие броски).
4. Pas tortillé (повороты «стоп», одинарные и двойные).
5. Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой).
6. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
7. Маленькое каблучное.
8. Большое каблучное.
9. Battemets fondus (мягкий, тающий).
10. Développé, relevé lent (вынимание и подъем ноги).
11. «Веревочка».
12. Дробные выстукивания.
13. Grands battements jetes (большие броски ногой).

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

Упражнения лицом к станку
Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
Подготовка к «качалочке»
Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.
Прыжковые «голубцы»:
- с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция),
- низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца,
Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 30 0, на 900 — второе
полугодие.
Присядка с выносом ноги на воздух на 450
Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с колена на колено
Экзерсис на середине зала

1. Основные положения и движения русского танца:
- всевозможные взмахи и качания платочком,
- прищелкивания пальцами.
2. Положения рук в парах:
- для поворота в положении «окошечко»,
- правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.
3. Ходы русского танца:
11

- тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой
ноги на щиколотку или у колена,
- шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию, то же самое с подъемом на полупальцах,
- ход с каблучка с проведение рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у
колена все на пружинистом полуприседании,
- тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
4. Припадания:
- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
5. «Веревочка»:
г) двойная «веревочка» — второе полугодие,
д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — второе полугодие.
6. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.
7. «Ковырялочки»:
- «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,
- в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
- с отскоком и броском ноги на 300,
- с броском на 600,
- с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,
- то же самое с переступаниями на опорной ноге.
8. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:
- простые,
- с двойным перебором.
9. Дробные движения:
- ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных,
тройных притопов и прихлопов,
- двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450,
- тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках,
темпах, в сочетании с мелкими переступаниями),
10. Полуприсядки:
- с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад,
- аналогично с поворотом корпуса.
6 класс (четвертый год обучения) выпускной
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского танца, танцев народов Поволжья, итальянского,
испанского, мексиканского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных
форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать
выносливость.
Изучаемые танцы:
Русские танцы. Танцы местной традиции
Танцы народов Поволжья
Итальянские танцы
№
п/

Название разделов и тем

Учебно-тематический план
Всего
Теоретические
Практические
Часов
часы
часы

Формы
аттестации/конт
роля
12

п.
1
2
3
4
5

Эксерсис у станка
Экзерсис на серeдине зала
Вращения
Этюды
Аттестация по полугодиям
Итого:

25
31
19
28
2

7
12
5
10
-

18
19
14
18
2

105

34

71

Урок
Урок
Урок
Урок
Контр. ур..
Экзамен

Экзерсис у станка
1 Demi plie, grand plie (полуприседания и приседания).
2 Battements tendus (скольжение ногой по полу).
3 Pas tortilla (развороты стоп).
4 Battements tendus jetes (маленькие броски).
5. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
6. Большое каблучное.
7. Battemets fondus (мягкое, тающее движение).
8. «Веревочка».
9. Battemets develloppe
10.«Качалочка» простая, в раскладке.
11.«Качалочка» с акцентом.
12. Дробные выстукивания.
13. Grands battements jetes (большие броски).
Упражнения лицом к станку
1.
Прыжковые «голубцы»:
- тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка,
- прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону.
2.
Подготовка к «моталочке» с отскоком.
3.
Присядка с выносом ноги на воздух на 900.
4.
Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
5.
Подготовка к revoltade. Исходное положение — нога сзади в 4 позиции на носке.
6.
Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с колена на
колено
Экзерсис на середине зала
1. «Глубокий поклон»:
а) ниже пояса;
б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук.
2. Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук).
3. Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.
4. Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
5. Простой шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и включением
работы рук и корпуса.
6. Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.
7. Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.
8. Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.
9. Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
10. Шаг с «приступкой» (с приставкой).
11. Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки с платочком в руке.
13

12. Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).
13. Шаг с переступанием с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.
14. «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
15. «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте
16. Дробные выстукивания:
а) «ключ» дробный, сложный;
б) «Ключ» дробный, сложный в повороте;
в) «Ключ» хлопушечный;
г) три дробные дорожки с заключительным ударом;
д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу;
ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед.
17. Дроби в характере народных танцев Поволжья.
18. Хлопушки мужские:
а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;
б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;
в) удар по голенищу вытянутой ноги;
г) хлопушки на поворотах;
д) «ключ» с хлопушкой.
Вращения на середине зала
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а
также в характере областных особенностей (plie-каблучки, plie-releve, plie-retere, шаг-retere,
подскоки, припадания, pirouettes).
Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на месте.
Вращения по диагонали класса
1.
Tour-pique в раскладке, с рукой в характере украинского танца, с рукой с платочком в
русском характере.
2.
Бег по 1 прямой позиции (поворот за два бега) – 1 полугодие,
3.
Большие «блинчики» в сочетании с бегом в различных ритмических рисунках – 2
полугодие.
4.
Большие «блинчики» в чередовании с маленькими «блинчиками», различных
ритмических рисунках.
5.
Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».
6.
Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выносом ноги на
каблук, «ковырялочкой» с выбиванием ноги в сторону.
7.
Мужские вращения с использованием пройденного материала.
Вращения по кругу
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а
также в характере областных особенностей
III. Формы аттестации, оценочные материалы.
Аттестация. Оценка качества реализации «Народно-сценического танца» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках,
концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.
Контрольные уроки, зачеты проводятся по полугодиям учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
14

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, в 4 четверти 6 класса.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет, путем выставления на уроках оценок по пятибалльной
шкале с использованием плюсов и минусов: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-),
«хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+),
«удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2»
при аттестации обучающегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его
неуспеваемости по соответствующему предмету.
В 1-ом полугодии на зачете (с оценкой) обучающийся исполняет весь поставленный
урок.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или отчетном концерте,
исполняется весь урок.
По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке, экзамене выставляется
оценка по пятибалльной шкале.
Критерии оценок:
Оценка 5 «отлично»- методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации,
музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала,
владение индивидуальной техникой вращений, трюков.
Оценка 4 «хорошо»- возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях,
исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое.
Оценка 3 «удовлетворительно» - исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение,
невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и
вращательной техникой.
Оценка 2 «неудовлетворительно» - комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.
«Зачет» - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», не выполнившим учебный
план по болезни или другой уважительной, объективной причине, может быть предоставлен
дополнительный срок для ее освоения, по решению Педагогического совета и с согласия
родителей (законных представителей) обучающиеся могут быть оставлены на повторный год
обучения.
При выведении годовой (переводной) и итоговой оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка за выступление на контрольном уроке;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
IV. Методические и информационные материалы.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности
ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его
подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических
представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического
творчества, в частности, учебного предмета «Народно-сценический танец».
15

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических
навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и
натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций
рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения
связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об выдающихся педагогах и
исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения,
использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель
которых – способствовать восприятию лучших образцов народного наследия на примерах
которые могут, помочь в самостоятельной творческой работе
учащихся. В развитии
творческого воображения играют значительную роль посещение концертов ансамблей
народного танца, просмотр видео материалов.
Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное
объяснение. В разных классах показу им отводится различная роль, изменяются функции
показа и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (3-й класс) показу придаётся
исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении.
Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также
служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила
исполнения).
На следующем этапе обучения (4-й –6-й классы) показ приобретает иной характер. Он
становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно
мышечную работу тела.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине класса.
3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении,
которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народносценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и
освоении методики танцевальных движений.
Формы работы:
- урок;
- практические индивидуальные занятия;
- разучивание танцевальных номеров;
- беседа и рассказ;
- просмотр видеозаписей;
- проведение отчётов, концертов.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей,
приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в области
хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.
Основные принципы:
- вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо
движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);
- содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип
«от простого».
- программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и
прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и
контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы
работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества,
модулирования ситуации успеха.
16

Информационное обеспечение.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется версия
для слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) актуальны и
обеспечивают достижение планируемых результатов.
V. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при
изменении режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и
другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в
период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных
траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции,
вебинар и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы
социальной сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы
Яндекс, Mail, Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести
следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный
период, период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного
обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для
пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и входит в
годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности
обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей
образовательной среды, включающей организацию творческой деятельности обучающихся
17

путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров и др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий, проводимых
коллективом в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения
образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной школе. В
рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих
методических проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое участие
преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие
отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической
работы педагогического коллектива школы: педагогические советы, открытые уроки,
публикации, курсы повышения квалификации и иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом расширения
единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с творческой
деятельностью. Основными целями культурно-просветительской деятельности являются:
развитие эстетического вкуса и расширение кругозора слушателей (детской аудитории);
повышение уровня исполнительской культуры обучающихся; развитие форм содержательного
досуга. Концерты: общешкольные, в рамках проектов, внешкольная концертная деятельность.
Материально-техническое обеспечение программы.
Минимально необходимый для реализации программы перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
 балетный класс площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное
для танца напольное покрытие (линолеумное), балетные станки (палки) длиной более 25 м
вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на двух стенах;
 наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку,
фильмотеку);
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий,
репетиционного процесса, сценических выступлений;
 раздевалки для обучающихся и преподавателей.

1.
2.
3.
4.
5.

VII. Список литературы.
Основная литература
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 1999
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
Дополнительная литература
18

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.

Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: № 1
Корлева З. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967
Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977
Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».