Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»
Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Музыкальная грамота»
Срок реализации: 1 год
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография»
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет
Составители:
- преподаватель МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Якимук Н. С.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.
г. Костомукша
2021 г.
1
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музыкальная грамота» разработана с учетом многолетнего
педагогического опыта в области теоретических дисциплин в ДМШ.
Одной из дисциплин, способствующей музыкально-эстетическому воспитанию
обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкально
вкуса, является музыкальная грамота. На уроках музыкальной грамоты у обучающихся
развиваются музыкальные данные, происходит ознакомление и обучение теоретическим основам
музыкально искусства, выявляются и раскрываются творческие задатки.
Актуальность программы – теоретические знания, получаемые учащимися в процессе
занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна
опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в
процессе обучения музыке.
Новизна программы заключается в соединении на одном занятии: музыкальной грамоты,
слушания музыки, сольфеджирования. Изучение определённых теоретических понятий и
формирование вокально-интонационных навыков ведётся на основе изучаемого материала.
Программа позволяет варьировать содержание изучаемого материала в зависимости от уровня
способностей обучающихся.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ лежит
принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей и
возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться. Рекомендованный возраст детей,
участвующих в реализации программы – 7-13 лет. При разработке программы учитываются
психофизиологические особенности обучающихся школьного возраста. Необходимо по
возможности формировать группы по возрастным параметрам, так как дети 7 лет будут медленнее
усваивать программу, чем дети более старшего возраста.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам
выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается образовательной
организацией самостоятельно.
Срок реализации учебного предмета.
Срок обучения составляет 1 год. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность занятий во 2 классе - 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 70 педагогических часов. Из них: 35
часов – аудиторные занятия, 35 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
2 класс – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
2 класс – по 1 часу в неделю.
Сведения о затратах учебного времени.
Форма занятий (в часах)
Класс
Итого часов
Аудиторная
Внеаудиторная (самостоятельная)
Максимальная учебная нагрузка
1-й
35
35
70
35
35
70
Форма проведения учебных занятий.
2
Форма организации обучающихся на занятии – мелкогрупповая/ групповая. Основные
формы проведения занятий – учебный урок. Занятие проводится 1 раз в неделю – 40 минут, очная
форма обучения.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель – развитие музыкальных данных детей, ознакомление с теоретическими основами
музыкального искусства.
Задачи:
- ознакомление с базой знаний о музыкальном языке и его особенностях;
- способствовать формированию музыкально-эстетической культуры обучающихся;
- получить общее представление о мире классической музыки, об элементах ее строения и
средствах выразительности.
Обоснование структуры программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования по году обучения;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
Словесные: устное изложение, объяснение теоретических понятий, беседа, анализ характерных
особенностей музыкального языка;
Наглядные: показ и прослушивание материала; использование наглядных пособий (таблиц,
карточек и т.д.).
Практические: тренинг (письменный и устный), повторение пройденного.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты оснащены роялями или пианино и
имеют площадь не менее 6 кв. метров. В ДМШ имеется концертный зал с концертным роялем.
Помещения имеют достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются. Пианино и рояли
регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная
грамота», оснащаются фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием,
учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются
наглядными пособиями.
Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие:
- нотной литературы, учебных сборников и пособий;
- методической литературы;
- дидактических материалов (наглядные пособия, таблицы, карточки).
Планируемые результаты.
Результатом освоения программы учебного предмета является приобретение
обучающимися сформированный комплекс знаний, умений и навыков: знать регистры, ноты
скрипичного и басового ключей; знаки альтерации; мажор и минор; тональности 1- 2 знака; ритм;
длительности; размеры 2/4, 3/4, 4/4; динамика; сильная и слабая доли; паузы; уметь интонировать
гаммы, ступени по лесенке; петь несложные мелодии с поступенным движением вверх и вниз;
3
определять в мелодии лад, размер, характер произведения; уметь различать звучание различных
музыкальных инструментов.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
II. Содержание учебного предмета.
1 год обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Теоретическ
ие
часы
(аудит.
работа)
Знакомство с предметом, с 0,5
группой,
музыкальными
предметами.
Высокие,
низкие звуки. Регистры.
Средства
музыкальной 0,5
выразительности. Мелодия.
Аккомпанемент.
Темп.
Динамические оттенки. Лад.
Восходящее,
нисходящее
движение мелодии.
Нотный стан. Скрипичный 0,5
ключ. Расположение звуков
на нотном стане. Ноты
первой октавы.
Длительности:
четверть, 0,5
восьмые. Паузы.
Доля-пульс.
Сильные
и 0,5
слабые доли. Тактовая черта.
Ноты 2-й октавы.
0,5
Размер: 2/4.
0,5
Ритмические
упражнения. 0
Повторение
материала
первой четверти.
Строение мажорной гаммы. 0,5
До мажор. Тоника. Цифровое
обозначение ступеней.
Строение минорной гаммы: 0,5
ля минор. Тоника. Цифровое
обозначение ступеней.
Устойчивые и неустойчивые 0,5
ступени.
Разрешение.
Вводные звуки. Опевание
устойчивых ступеней.
Движение мелодии.
0,5
Знаки
альтерации: диез, 0,5
бемоль, бекар.
Ключевые
и
случайные 0,5
знаки. Тон, полутон.
Повторение
пройденного 0
материала.
Повторение
материала 0,5
Форма аттестации,
контроля
Практически
е
часы
(аудит.
работа)
0,5
Часы
внеаудито
рной
работы
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
0,5
1
1
1
1
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
0,5
0,5
1
1
Устные опросы
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
1
1
Устные опросы
0,5
1
Устные опросы
4
17.
18.
второй
четверти.
Длительность: половинная.
Пение мелодий.
Басовый
ключ.
Ноты
большой октавы.
Пение мелодий.
Тональности: Соль мажор,
ми минор.
Диез, бемоль, бекар. Тайна
черных клавиш.
Размер: 3/4
Устные опросы
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Устные опросы
0,5
1
0,5
1
1
Устные опросы
Устные опросы
0,5
0,5
1
Устные опросы
0,5
0,5
1
Устные опросы
23. Размер: 4/4
0,5
0,5
1
Устные опросы
24. Тональность Ре мажор
0,5
0,5
1
Устные опросы
25. Затакт. Шумовой оркестр
0,5
0,5
1
Устные опросы
0
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
Устные опросы
14,5
20,5
35
19.
20.
21.
22.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Звучание инструментов
Пение мелодий.
Тональность Фа мажор
Тональность ре минор
Ритм четыре шестнадцатые в
пройденных размерах
Мотив, фраза
Куплет, припев
Пение мелодий
Повторение и закрепление
Обобщающее
занятие.
Подведение
итогов
успеваемости.
Всего
Учебно-тематический план.
Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой
учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и
эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления
возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы
(сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения)
независимо от изучаемой в данный момент темы.
Формы работы на уроках.
Основные формы работы и виды заданий на уроках музыкальной грамоты служат для
развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают
практическому освоению теоретического материала, слухового анализа. На каждом уроке
необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков и
сольфеджированию, ритмические упражнения и слуховой анализ, задания на освоение
теоретических понятий, творческие упражнения.
Интонационные упражнения.
Интонационные упражнения включают в себя пение гамм, отдельных ступеней,
5
мелодических оборотов. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные
упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению.
На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с
порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные
пособия. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз).
Сольфеджирование и чтение с листа.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием,
положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата,
работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя
его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием
(на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется
сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к
индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение
мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.
Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации
пройденных материалов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические
фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще.
Ритмические упражнения.
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной
составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует
опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,
танцевальные движения, бег, хлопки.
Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
• простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками,
на ударных инструментах);
• повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
• простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;
• проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями
определенных слогов;
• исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и
практически проработана в ритмических упражнениях, а затем – включена в другие виды работы:
сольфеджирование, чтение с листа.
Слуховой анализ.
Необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем
конкретные элементы музыкального языка. При прослушивании одноголосной мелодии
необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы,
повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические
обороты.
Творческие задания.
Развитие творческих способностей обучающихся играет в процессе обучения огромную
роль. В творческих заданиях обучающийся может реализовать свою индивидуальность,
психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует
формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках
активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха,
музыкальную память, развивают художественный вкус.
Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией.
Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении
мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать
импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных
6
мелодических и ритмических построений. Данные задания каждый преподаватель может
разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.
III. Требования по обучению.
1 год обучения.
Вокально- интонационные навыки
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и
усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д.).
Пение мажорных, минорных гамм вверх и вниз.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых
ступеней.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение по нотам простых мелодий.
Ритмические упражнения
Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание слогами).
Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть,
четыре восьмые, половинная).
Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная).
Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.
Определение на слух лада (мажор, минор).
Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз,
повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Творческие упражнения
Допевание мелодии до устойчивого звука.
Импровизация мелодии на заданный ритм.
Импровизация мелодии на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым примерам.
Подбор баса к выученным мелодиям.
Рисунки к песням, музыкальным произведениям.
IV. Формы аттестации, оценочные материалы.
Аттестация.
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого обучающимся уровня знаний и
умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на
поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При
выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность
и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения
обучающегося.
Итоговый результат выводится по текущим оценкам за год обучения.
7
Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным
требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них
времени, что демонстрирует приобретенные обучающимся умения и навыки. Индивидуальный
подход к обучающемуся может выражаться в разном по сложности материале при однотипности
задания. Для аттестации обучающихся используется дифференцированная 5-балльная система
оценок.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, демонстрация
основных теоретических знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в
интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный
темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, не владение интонацией, медленный
темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
Теоретические сведения
Оценка 5 (отлично) - владение теоретическими сведениями на уровне программных
требований.
Оценка 4 (хорошо) - неточности во владении теоретическими сведениями на уровне
программных требований.
Оценка 3 (удовлетворительно) - большое количество ошибок и недостаточное владение
теоретическими сведениями на уровне программных требований.
Оценка 2 (неудовлетворительно) - несоответствие уровня теоретических знаний
программным требованиям.
V. Методические и информационные материалы.
Методические рекомендации преподавателям.
Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом
обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления,
осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.
Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся.
Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Преподаватель должен воспитывать
самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического
использования полученных знаний и умений.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся основана на выполнении домашнего задания. Время,
предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на
отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания,
творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно
распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока),
затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий,
в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие
музыкальной памяти, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на
протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить
интонационным упражнениям и сольфеджированию. Обучающийся должен иметь возможность
проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на
своем инструменте).
8
Организация занятий.
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного
овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа
опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент
материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
• выполнение теоретического письменного задания,
• сольфеджирование мелодий по нотам,
• разучивание мелодий наизусть,
• интонационные упражнения (пение гамм, оборотов),
• ритмические упражнения,
• творческие задания.
Объем задания должен быть посильным для обучающегося. Необходимо разъяснить
обучающимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными
или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать
подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку
новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание
наизусть), или с тех форм работы, которые вызывают у обучающегося наибольшие трудности,
чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках
нужно показывать обучающимся, как работать над каждым видом домашнего задания (как
разучить одноголосный пример, интонационные упражнения). Обучающимся надо объяснить, как
можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху
различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая
музыкальные построения.
Информационные материалы:
muz-teoretik.com
http://сольфеджио-онлайн.рф/
helpmusic.ru
идеальныйслух.ру
rusyaeva.ru
lafamire.ru
музыкалка-онлайн.ру
kladraz.ru
http://notes.tarakanov.net/study.htm
http://solfa.ru/
http://inna-str-2010.narod.ru/index/0-152
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84
%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiya-muzikalnogo-sluha
http://teoretik4.ucoz.ru/index/muzykalno_razvivajushhie_igry_on_line/0-49
https://vk.com/solfeggio_na_5
https://infourok.ru/muzyka.html
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%
d0%b6%d0%b8%d0%be
http://идеальныйслух.рф/
Информационное обеспечение. С целью создания широкого, постоянного и устойчивого
доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с
реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов,
организацией образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется версия для
слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
9
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) актуальны и
обеспечивают достижение планируемых результатов.
VI. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении
режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам),
в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного
времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции, вебинар
и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы социальной
сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы Яндекс, Mail,
Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести
следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный период,
период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для
пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и входит в
годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются
созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды,
включающей организацию творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и
др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий, проводимых
коллективом в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения
образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной школе. В
рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
10
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих методических
проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое участие
преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие
отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической работы
педагогического коллектива школы: педагогические советы, открытые уроки, публикации, курсы
повышения квалификации и иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом расширения
единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с творческой деятельностью.
Основными целями культурно-просветительской деятельности являются: развитие эстетического
вкуса и расширение кругозора слушателей (детской аудитории); повышение уровня
исполнительской культуры обучающихся; развитие форм содержательного досуга. Концерты:
общешкольные, в рамках проектов, внешкольная концертная деятельность.
VIII. Список литературы.
Список рекомендуемой нотной и учебной литературы
1. Г.Ф. Калинина «Рабочая тетрадь» 1 класс
2. Г.Ф. Калинина «Прописи по сольфеджио».
3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем,сочиняем и поем» «Композитор». 1 кл. » 2008г
4. Т. Первозванская «Сольфеджио на пять» Рабочая тетрадь 1 кл. «Композитор» 2008г.
5. В. Мазель « Теория и практика движения». «Композитор» 2010г.
6. Н. Нестерова « Начинаем считать» Ритическая тетрадь 1-2 кл. «Композитор» 2011г.
7. Л. Борухзон Л. Волчек « Азбука музыкальной фантазии» 6 частей «Композитор» 1996 г
8. Е. Жигалко,Е- Казанская « Музыка,фантазия,игра» 2 части «Композитор» 2009г.
9. Н. Бергер « Сначала-ритм». « Композитор» 2004г
10. Л. Ефремова « Учиться-интересно!» пособие по сольфеджио. «Композитор» 2006г.
11. Л. Ефремова « Ритм. Песни. Игры.». «Композитор» 2011г
12. Т. Огороднова - Духанина « Музыкальные игры на уроках сольфеджио». « Композитор» 2008г.
13. Е. Попленова«Кто стоит на трех ногах» Музыкальные загадки«Композитор» 2004г
14. О. Тимофеева «Сказки О музыкальных инструментах» 2010г. «Композитор»
15. Н. Белая Нотная грамота . Игры на уроках сольфеджио 1996г. «Композитор»
16. А. Барабошкина Сольфеджио 1 кл. «Музыка» 1987 г. Москва.
17. Е. Поплянова. «Королева-гамма» Музыкальные сказки. Челябинск. 2005 г.
18. Л. Абелян. Забавное сольфеджио. «Классика XXI в.» 2005 г. Москва.
19. И. Домогацкая. «Учусь вместе с мамой» Музыкальный альбом в картинках. . « Классика-XXI
в.» 2001 г Москва.
20. Т.Камаева, А. Камаев. Иллюстративный и игровой материал. ЦРТС «Доминанта» «Владос»
2005 г.
21. О. Абросова. Нотные прописи. «Музыка» 2007 г. Москва.
Список рекомендуемой методической литературы
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ». – М., 1975.
Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2006.
Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» – М., 1989.
Котляревская - Крафт М., Москалькова И., Бахтан Л. «Сольфеджио. Учебное пособие для
подготовительных отделений». – М., СПб., 1995.
Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.
Стоклицкая Т. «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 1998.
Дидактические пособия.
11
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий,
учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается
педагогом самостоятельно.
В младших классах активно используется наглядный материал:
• карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени;
• «столбица» или «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы;
• ритмические карточки с изображением основных ритмических фигур и пауз;
12