Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»
Принято
педагогическим советом МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Утверждаю
И. о. директора МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова»
______________ И. С. Полуянцевич
Приказ по ОД №25 от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Классический танец»
Срок реализации: 5 лет
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография»
6 лет обучения
Возраст обучающихся: 6,5-18 лет
Составители:
- преподаватель МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Болодурина Е. А.;
- методист МКУ ДО КГО
«ДМШ им. Г. А. Вавилова» Евстифеева Е. В.
г. Костомукша
2021 г.
1
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана с учетом многолетнего
педагогического опыта в области хореографического искусства в ДМШ.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание обучающихся, на приобретение основ
исполнения классического танца. Классический танец является фундаментом обучения для всего
комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные обучающихся, формирует
необходимые технические навык, является источником высокой исполнительской культуры. В
этом — его главное воспитательное значение. Прохождение программы должно опираться на
следующие основные принципы: постепенность в развитии природных данных обучающихся,
строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и
регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса. Без соблюдения этих условий
классический танец теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания. Ее освоение
способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного
общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Программа имеет художественную направленность и основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей,
формирует
устойчивый
интерес
к
творческой
деятельности.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития.
Новизна программы:
- формирование общей культуры обучающихся, эстетического вкуса, культуры свободного досуга;
- привлечение детей к художественному образованию;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным
поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности самовыражения через
творчество.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Адресат программы. В основе концепции общеразвивающего образования в ДМШ лежит
принцип индивидуального подхода и вариативности в зависимости от способностей и
возможностей детей, возраст обучающихся может варьироваться. Рекомендованный возраст детей,
участвующих в реализации программы – 6,5-18 лет. Рекомендованный возраст для поступления –
от 6,5 лет.
По успешном окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ (Свидетельство), форма которого разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно.
Срок реализации учебного предмета «Классический танец».
Срок обучения составляет 5 лет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31
мая. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность занятий со 2 по 6 классы - 35 недель в год.
Объем учебного времени.
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 525 часов.
Аудиторные занятия:
2
- 2-6 классы – по 3 часа в неделю.
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Количество недель
Аудиторные занятия
Затраты учебного времени
2-й год
16
19
48
57
3-й год
16 19
48 57
4-й год
16 19
48 57
5-й год
16 19
48 57
Всего
часов
6-й год
16 19
48 57
525
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Основной формой организации учебной деятельности в музыкальной школе является урок.
Форма проведения урока - мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), групповая. Рекомендуемая
продолжительность урока для детей - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель - раскрытие творческого потенциала обучающихся на основе приобретенного ими
комплекса знаний, умений, навыков в области классического танца.
Задачи:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- воспитание интереса к классическому танцу и хореографическому искусству в целом;
- приобретение обучающимися первоначальной хореографической подготовки;
- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и
исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
-стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности;
-воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, самостоятельности,
потребности вести здоровый образ жизни;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- укрепление здоровья, физическое развитие обучающихся.
Обоснование структуры программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, критерии оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр
видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и
спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на
более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
3
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы учебного предмета «Классический танец» обучающийся
должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- владеть основами классического танца;
- знать методику исполнения экзерсиса у станка и на середине зала, уметь грамотно их исполнять;
- определять на слух образцы классической музыки, ориентироваться в музыкальном
сопровождении уроков классического танца;
- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.
В конце каждого учебного года проходит контрольный переводной урок. Участие в
концертах приравнивается к переводному контрольному уроку.
По окончании пятого года обучения, обучающиеся сдают экзамен по предмету «Классический
танец», участвуют в отчетном концерте отделения.
II. Содержание учебного плана.
Учебная программа по предмету «Классический танец», рассчитана на 5 лет.
В
распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование обучающихся умений и
навыков происходит постепенно: от постановки корпуса до выступления на концертной площадке.
Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений – у
станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с
учетом особенностей психологического и физического развития детей.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от
простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок для женского и мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на
середине зала, allegro.
Годовые требования.
2 класс (1 год обучения)
Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное
приобретение обучающимися комплекса специальных навыков: полноценное ощущение себя в
пространстве; развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы; развитие
выносливости и умения владеть различными группами мышц - как вместе, так и поочередно;
развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости; овладение техникой
исполнения упражнений классического танца. Особенно важен начальный этап обучения, когда
закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук,
головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической
выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития
музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки. На первом году обучения
преподаватель занимается выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, точной
согласованности движений, развития выворотности, воспитания силы и выносливости, освоения
простейших танцевальных элементов, развития артистичности. Применение разнообразных
физических упражнений способствует укреплению мышечного тонуса, развитию гибкости, силы
ног, спины и пресса, выворотности. В данный период обучения необходимо чаще чередовать
упражнения различного характера и интенсивности, используя в работе приемы показа и
сравнения.
4
№
Название разделов и тем
Учебно-тематический план
Всего
Теоретическ
Часов
ие часы
п/
п.
1 Эксерсис у станка
2 Экзерсис на серeдине зала
3 Allegro
Контрольный урок
Итого:
47
38
19
1
105
5
5
5
15
Практиче
ские часы
42
33
14
1
90
Формы
аттестации/к
онтроля
Урок
Урок
Урок
Конт. урок
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
Экзерсис у станка
1. Позиции ног: I, II,III.
2. Постановка корпуса лицом к станку.
3. Положение рук на станке.
4. Demi-plies по I, II позициям.
5. Battements tendus из I позиции во всех направлениях: - с demi-plies.
6. Passe par terre: - с demi-plies по I позиции, - с окончанием в demi-plies.
7. Battements releves lent на 450 во всех направлениях лицом к станку.
8. Releves пo VI, I, II позициям: - с вытянутых ног.
9. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:
- в сторону, вперед, назад.
Экзерсис на середине зала
1. Позиции рук: (подготовительное, I, II, III)
2. Позиции ног: I, II, III.
3. I форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).
4. Demi plies по I, II позициям.
5. Battements tendus из I позиции в сторону: - с demi-plies.
6. Releves по I, II позициям: - с вытянутых ног;
7. Pas couru пo VI позиции (по диагонали и по кругу).
Allegro
1. Temps leve saute no I, II позициям.
2. Шаг польки.
3. Трамплинные прыжки.
Во втором полугодии – контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
Требования к переводному контрольному уроку:
По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
- различать танцевальные жанры, их специфические особенности;
- воспринимать танцевальную музыку;
- грамотно исполнять программные движения;
- знать правила выполнения движений;
- знать структуру и ритмическую раскладку;
- координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе;
- уметь танцевать в ансамбле;
- оценивать выразительность исполнения.
3 класс (второй год обучения)
5
Продолжение работы над приобретенными навыками: воспитание умения гармонично
сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности
танца.
Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности
и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала,
дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в
упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники,
усложнение координации, развитие артистичности, чувства позы.
Преподавателю необходимо контролировать физическую нагрузку и тщательно избегать
неточностей в исполнении предлагаемых упражнений, более продуктивно использовать время
урока, сосредоточив свое внимание над качеством исполнения ранее усвоенных учащимися
элементов, сделав наибольший упор на правильности ощущений и понимании цели упражнения.
Необходимо уделять особое внимание развитию таких физических качеств, как гибкость, сила
мышц, координация, выносливость, а также волевого настроя. Основная задача данного этапа
обучения – последовательное, целенаправленное приобретение обучающимися комплекса
специальных навыков: правильная постановка корпуса, освоение позиций рук, ног, положений
корпуса и головы, развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработка устойчивости,
овладение техникой исполнения основных упражнений классического экзерсиса.
№
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего
Теоретическ
Часов
ие часы
п/
п.
1 Эксерсис у станка
2 Экзерсис на серeдине зала
3 Allegro
Контрольный урок
Итого:
47
38
19
1
105
Практиче
ские часы
5
5
5
15
42
33
14
1
90
Формы
аттестации/к
онтроля
Урок
Урок
Урок
Конт. урок
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
Экзерсис у станка
1. Постановка корпуса по V позиции ног.
2. Demi plies по I, II, V позициям
3. Вattements tendus из V позиции во всех направлениях:
- с demi-plies;
- battements tendus pour le pied в сторону.
4. Battement tendus jete из 1 позиции во всех направлениях
- с сокращением стопы.
5. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans:
- demi-rond,
- grand rond (в первоначальной раскладке)
6. Battements releves lent на 900 во всех направлениях лицом к станку;
7. Положение ноги sur le cou de pied:
- «условное» спереди, сзади,
- «обхватнoe».
8. Понятие retire.
9. Grand battements jete из I позиции во всех направлениях лицом к станку;
10. Releves пo I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi plie.
11. Растяжки (у палки).
6
Экзерсис на середине зала
1. Demi plies no I, II, V позициям.
2. Вattements tendus из I,V позиции во всех направлениях:
- battements tendus pour le pied в сторону.
3. Battement tendus jete из I, V позиции во всех направлениях
4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans:
- demi-rond,
- grand rond ( в первоначальной раскладке)
5. Battements releves lent на 450, 900 во всех направлениях.
6. Grand battements jete из I позиции во всех направлениях.
7. Releves пo I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi plie.
8. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы
9. Раs balance.
Allegro
1. Temps leve saute no I, II, V позициям.
2. Petit changement de pied.
3. Раs echappe в первой раскладке.
Во втором полугодии – контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
Требования к переводному контрольному уроку:
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
грамотно, музыкально-выразительно исполнять программные движения (умение свободно
координировать движение рук, ног, головы, корпуса);
владеть сценической площадкой;
анализировать исполнение движений;
знать об исполнительских средствах выразительности танца (выразительности рук, лица, позы);
определять по звучанию музыки характер танца;
термины и методику изученных программных движений;
уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.
4 класс (третий год обучения)
В целом требования совпадают с 3 классом, но с учетом усложнения программы:
продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения
хореографической грамоты, переходом к элементам будущей танцевальности.
На данном этапе предъявляются новые требования по развитию техники исполнения и
танцевальности: увеличивается количество элементов и движений. В занятия включаются более
сложные упражнения в координационном отношении. Продолжается освоение основных
элементов классического танца. Работа над правильной формой движений сочетается с
укреплением мышц ног, выработкой устойчивости, совершенствованием координации и развитием
музыкальности и танцевальности. Выработке устойчивости способствуют: развитие выворотности,
правильное распределение тяжести корпуса на стопы (или одну стопу), хорошо тренированный
подтянутый корпус, правильное положение рук в позициях. Для развития координации и
танцевальности служат комбинированные задания, в которые вводятся движения, исполняемые в
epoulement, различные port de bras, позы классического танца, танцевальные связки. На основе
элементарных движений составляются учебнотанцевальные комбинации на выразительность,
осмысленное восприятие и передачу характера музыки. Больше внимания уделяется развитию
силы стопы за счет введения упражнений на полупальцах, развитию устойчивости, силы ног путем
7
увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в
исполнении одного движения. Необходимо начать работу над техническим исполнением
упражнений в ускоренном темпе. Музыкальное сопровождение становится более разнообразным
по ритмическому рисунку. От медленных темпов осуществляется постепенный переход к более
подвижным, несколько ускоряется общий темп урока.
№
Название разделов и тем
п/
п.
1 Эксерсис у станка
2 Экзерсис на серeдине зала
3 Allegro
Контрольный урок
Итого:
Учебно-тематический план
Всего
Теоретическ
Часов
ие часы
47
38
19
1
105
5
5
5
15
Практиче
ские часы
42
33
14
1
90
Формы
аттестации/к
онтроля
Урок
Урок
Урок
Конт. урок
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
Экзерсис у станка
1. Grand plies no I,II,V позиции.
2. Demi plies no IV позиции.
3. Battements tendus:
- double battements tendus;
- в позах (croisee, efface, ecarte).
4. Battements tendus jete:
- jete с pique.
5. Rond de jambe par terre:
- на demi plies.
6. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, Ш позиции рук).
7. Battements fondus во всех направлениях.
8. Battements soutenus в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в пол на всей
стопе.
9. Battements frappes в cторону, носком в пол на всей стопе.
10. Battements releves lent на 90о в позах.
11. Battements developpe во всех направлениях:
- лицом к станку;
- боком к станку.
12. Grand battements jete в больших.
13. III форма port de bras как заключение комбинаций.
Экзерсис на середине зала
1. Battements tendus во всех направлениях в малых позах:
- в сочетании с pour le pied и demi plie.
2. Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique.
3. Battements fondus во всех направлениях носком в пол.
4. Battements frappes во всех направлениях носком в пол.
5. Battetnents releves lent на 900 во всех направлениях в сочетаниях с раssе.
6. Battetnents developpe во всех направлених.
7. Grand battements jete во всех направлениях.
8. II Форма port de bras.
8
9. Понятие arabesque:
- изучение I, II,III arabesque.
10. Temps lie par terre en dehors et en dedans.
Allegro
1. Раs echappe.
2. Pas assemble в сторону.
3. Sissonne simple en face.
4. Grand changement de pied.
5. Pas jete en face.
6. Pas chasse вперед.
7. Sissone ferme в сторону.
Во втором полугодии – контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
Требования к переводному контрольному уроку:
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;
сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
справляться с музыкальным темпом урока;
обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;
анализировать и исправлять допущенные ошибки;
воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;
анализировать исполнение движений;
знать об исполнительских средствах выразительности танца;
знать термины изученных движений;
знать методику изученных программных движений;
5 класс (четвертый год обучения)
Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых движений к обучающимся
остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом усложнения программы:
продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения
хореографической грамоты, воспитанием более свободного владения корпусом, движением головы
и особенно рук, укрепление устойчивости (апломб) в различных поворотах, в упражнениях на
полупальцах; переходом к элементам будущей танцевальности, освоение более сложных
танцевальных элементов.
Продолжается работа над развитием пластичности и выразительности рук, корпуса,
выразительностью поз, совершенствованием исполнительской техники (введение различных
полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению.
Вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у
станка и на середине, усложнения учебных комбинаций; развитие артистичности, манерности,
изучение заносок; ускоряется общий темп урока.
№
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Всего
Теоретическ
Часов
ие часы
п/
п.
1 Эксерсис у станка
2 Экзерсис на серeдине зала
3 Allegro
47
38
19
5
5
5
Практиче
ские часы
42
33
14
Формы
аттестации/к
онтроля
Урок
Урок
Урок
9
Контрольный урок
Итого:
1
105
15
1
90
Конт. урок
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
Экзерсис у станка
1. Demi plie и grand plie с рукой en dehors en dedans..
2. Раs tombe с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;
- фиксация ноги на 450. 2
3. Demi rond на 900 en dehors en dedans.2+2
4. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans в первоначальной раскладке ; +
- и в конечной раскладке.
5. Pas coupe на полупальпах.
6. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.
7. Battements fondu с plie - releve с выходом на полупальцы.
8. Battements frappe с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы.44
9. Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.
10. Battements soutenu на 450 во всех направлениях..
11. Battements developpe в сочетании с plie releve.
12. Battements releve lent на 90о в позах.
13. Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).
14. Grand battemnets jete с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.
15. Pas de bourree simple en tournant.2
16. Preparation и pirouette en dehors, en dedans из V позиции.4.342+2+
++
Экзерсис на середине
1. Battements fondu с plie-releve на всей стопе с фиксацией ноги на 450 2+
- с demi rond на 450 en dehors, en dedans.2+2
2. Battements double frappe с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком.
3. Battements developpe в больших позах в сочетании с arabesgue.
4. Preparation к pirouette с IV позиции.
5. Tours chaines.4
Allegro
1. Pas echappe battu. 2
2. Double assemble.
3. Pas assemble с продвижением в сочетании с pas glissade.2
4. Sisson ferme вперед в I arabesque.3
Во втором полугодии – контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
Требования к переводному контрольному уроку:
По окончании четвертого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
– грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации;
– добиваться различия в исполнении основных и связующих движений выразительности в
танцевальных комбинациях;
– обосновано анализировать художественное достоинство классического танца;
– активно участвовать в исполнении прыжков;
– уметь качественно исполнять движения;
– уметь распределять свои силы, дыхание;
– подготовительные движения на затакт, определяющие темп всего движения;
– знать и точно выполнять методические правила;
– уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений;
10
– знать термины изученных движений;
– знать об исполнительских средствах выразительности танца.
6 класс (пятый год обучения)
Подготовка обучающихся к представлению выпускной программы. На протяжении всего
учебного года закрепляется весь программный материал, изученный за все годы обучения:
продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью и
точностью координации при исполнении больших поз и туров; продолжается работа над чистотой,
свободой и выразительностью, точностью исполнения с использованием более сложных сочетаний
пройденных движений. Дальнейшее развитие силы и выносливости, совершенствование
исполнительской техники, совершенствование координации, развитие артистичности, манерности,
чувство позы, изучение pirouеttes с различных приемов, а также подготовка к вращениям по
диагонали, знакомство с большими прыжками, изучение прыжков с различных приемов и развитие
баллона в больших прыжках.
№
Название разделов и тем
п/
п.
1 Эксерсис у станка
2 Экзерсис на серeдине зала
3 Allegro
Контрольный урок
Итого:
Учебно-тематический план
Всего
Теоретическ
Часов
ие часы
47
38
19
1
105
5
5
5
15
Практиче
ские часы
42
33
14
1
90
Формы
аттестации/к
онтроля
Урок
Урок
Урок
Конт. урок
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
Экзерсис у станка
1. Demi plie и grand plie в сочетании с port de bras (движения рук, перегибы корпуса) и degagee по II
и IV позициям.
2. Battements fondu на полупальпах во всех направлениях.
3. Double battements fondu.
4. Temps releve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
5. Положение attitude вперед и назад как составная часть adagio.
6. Grand rond на 900 en dehors, en dedans.
7. Battements frappe и battement double frappe с выходом на полупальцы.
8. Petit battements sur le cou de pied на полупальцах.
9. Pаs de bourre ballotte.
Экзерсис на середине зала
1. Battements tendu jete в сочетании с flic-flac.
2. Battement fondu на 450 в сочетании с demi rond en dehors et en dedans.
3. Battement double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в малые позы.
4. Battement developpe в сочетании с attitudes, arabesques, с окончанием в demi - plie и больших
позах.
5. IV форма port de bras.
6. Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.
7. Preparation к tour en dedans.
Аllegro
1.Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом soubreseuant.
11
2. Sisson ouverte на 450 во всех направлениях.
3. Pas de chat.
4. Grand раs jete с продвижением вперед по диагонали.
5. Сценический sisson в 1-й arabesque.
По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
– исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал, изученный за
данный срок обучения;
– обосновано анализировать свое исполнение;
– анализировать исполнение движений друг друга;
– уметь находить ошибки в исполнении других обучающихся;
– анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;
– знать и использовать методику исполнения изученных движений;
– знать терминологию движений и основных поз;
– уметь распределять свои силы, дыхание;
– уметь качественно исполнять движения;
– знать об исполнительских средствах выразительности танца: определяющий характер музыки,
выразительность рук, лица, походки, позы;
– знать правила выполнения того или иного движения, ритмическую раскладку.
Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена.
Экзерсис у станка
1. Demi plie et grand plie I, II, IV,V позициям в сочетании с различными положениями рук , port de
bras (движения рук, перегибы корпуса) и degagee по II и IV позициям.
2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face и на позы (croisee, efface,
ecarte) в комбинации с:
- battements tendus pour le pied в сторону;
- double battements tendus.
3. Battement tendus jete по V и I позиции во всех направлениях en face и на позы (croisee, efface,
ecarte) в комбинации с:
- battements tendus jete с pique;
- balancoire.
4. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans et rond de jambe par terre en dehors, en
dedans в комбинации с:
- passe par terre с demi plie по I позиции, с окончанием в demi plie;
- rond de jambe par terre на demi plie;
- demi rond de jambe на 450 en dehors, en dedansна целой стопе;
- port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях в сторону, вперед, назад;
- III форма port de bras с вытянутой ногой назад.
5. Battements fondu во всех направлениях носком в пол, на 450, 900 en face и на позы в комбинации
с:
- с plie releve во всех направлениях на всей стопе и с выходом на полупальцы;
- battements soutenu во всех направлениях носком в пол, на 450, 900;
- pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте и с продвижением;
- с продвижением и фиксацией ноги носком в пол, фиксацией ноги на 450;
- на полупальцах во всех направлениях;
- double battements fondu.
6. Temps re1eve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
7. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans.
8. Battements frappe et battements double frappe во всех направлениях в комбинации с:
- battements double frappe с окончанием в demi plie;
- с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы;4
- с выходом на полупальцы.
12
9.Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди;
- на полупальцах.
10. Adagio в сочетании с:
- battements re1eve lent на 900 во всех направлениях;
- battements developpe во всех направлениях;
- battements developpe в сочетании с plie releve;
- demi rond et grand rond на 900 en dehors et en dedans на целой стопе, на полупальцах, на demi plie;
- положение attitude вперед и назад;
- battements soutenus во всех направлениях на 900 en face, в позах классического танца;
- battements developpe в сочетании с pas tombee с продвижением и окончанием ноги носком в пол.
11. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face и на большие позы (croisee,
efface, ecarte) в комбинации с:
- pointee;
- с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.
12. Поворот soutenu на 3600.
13. Preparation к pirouette sur le cou de pied en dehors, en dedans из V позиции.
14. Pas de bourree simple en tournant.
15. Pаs de bourre ballotte.2
16. Pas de bourre dessus - dessous.
17. Releve no I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi - plie.
Экзерсис на середине зала
1. Demi - plie et no grand plie I, II, IV, V позициям в сочетании с различными положениями рук.
2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face, в малых и больших позах в
комбинации с:
- pour le pied и demi plie в сторону;
- double battements tendus;
- в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque.
3. Battements tendus jete по V и I позиции во всех направлениях en face, в малых и больших позах в
комбинации с:
- battements tendus jete с pique;
- в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque;
4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации с:
- на demi plie.
5. Battements fondu во всех направлениях носком в пол на 450, 900 face, в малых и больших позах в
комбинации с:
- soutenu u demi plie во всех направлениях на 450;
- fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 450; 2+
- с demi rond на 450 en dehors, en dedans на целой стопе.
6. Battements frappe et battements double frappe во всех направлениях en face, в малых и больших
позах в комбинации с:
- носком в пол и на 450;
- с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком;
- battements double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в малые позы.
7. Adajio в сочетании с:
- battements re1eve lent на 900 во всех направлениях;
- battements developpe во всех направлениях в больших позах в сочетании с arabesgue, attitudes c
окончанием в demi – plié.
8. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face, в больших позах в
комбинации с:
- pointee.
13
9. I, II, III, IV, V, VI формы port de bras.
10. Releve no I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi plie.
11. Позы epaulement (croisee, efface, ecarte).
12. Arabesque: (I, II, III, IV).
13. Temps lie par terre en dehors et en dedans:
- temps lie par terre с перегибом корпуса.
14. Раs balance.
15. Preparation к pirouette с IV, V позиции.
16. Tours chaines.
17. Preparation к tour en dedans et pirouettes en dedans (tour pique).
18. Preparation к tour et pirouettes en dehors с dedagee (по диагонали).
Аllegro
1.Temps leve saute no I,II IV, V позициям на месте и с продвижением;
2. Petit changement de pied et grand changement de pied:
- en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
3. Раз echappe:
- en tournant на 1/4поворота.
4. Pas assemble - в сторону, вперед и назад:
- с продвижением в сочетании с pas glissade.
5. Double assemble.
6. Sissonne simple en face.
7. Pas jete en face.
8. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
9. Pas glissade в сторону, вперед, назад.
10. Sissone tombe в сторону, вперед, назад.
11. Pas chasse в сторону, вперед, назад.
12. Sissone ferme в сторону, вперед, назад:
- в I,II,III arabesque.
13. Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом soubreseuant.
14. Sisson ouverte на 450 во всех направлениях;
- sisson ouverte par developpe на 900 en face.
15. Pas de chat.
16. Grand раs jete с продвижением вперед по диагонали в сочетании с pas glissade.
17. Сценический sisson в 1-й arabesque.
18. Grand pas de chat.
Во втором полугодии - итоговый экзамен.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета, который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического
образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие
физических данных;
14
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
III. Формы аттестации, оценочные материалы.
Аттестация. Оценка качества реализации «Классический танец» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках,
концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет, путем выставления на уроках оценок по пятибалльной
шкале с использованием плюсов и минусов: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-),
«хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно»
(3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации
обучающегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по
соответствующему предмету.
В 1-ом полугодии с оценкой обучающийся исполняет весь поставленный урок.
В конце учебного года на переводном контрольном уроке или отчетном концерте,
исполняется весь урок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, экзамене выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном).
3 («удовлетворительно») Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно
и невыразительно выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание
методики исполнения изученных движений
2
Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных
(«неудовлетворительно») занятий, невыполнение программы учебного предмета
Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не аттестованным в
связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на
повторное обучение в том же классе, при наличии класса, или в течение одного учебного месяца
ликвидировать академическую задолженность.
Весь объем учебной работы и выступлений обучающегося в течение учебного года
отражается в индивидуальном плане обучаемого.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При выставлении
четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также оценки, полученные за
контрольные уроки, зачеты или концерты, проходившие в данной четверти.
При выведении годовой (переводной) и итоговой оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка за выступление на контрольном уроке;
15
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:
2-й класс (первый год обучения):
В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель занимается с
обучающимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения
навыков точной согласованности движений, закрепления развития активной выворотности,
развития и закрепления устойчивости, развития координации движений, воспитание силы и
выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.
3-й класс (второй год обучения):
Продолжение работы над приобретенными навыками: выработки правильности и чистоты
исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для
достижения выразительности и осмысленности танца.
Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности
и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала,
дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в
упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники,
усложнение координации, развитие артистичности, чувства позы.
4-й класс (третий год обучения):
В целом требования совпадают с 3 классом, но с учетом усложнения программы:
продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения
хореографической грамоты, переходом к элементам будущей танцевальности.
В 4 классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет увеличения
упражнений на полупальцах, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества
повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.
Необходимо начать работу над техническим исполнением упражнений в ускоренном темпе
и развитию танцевальности. Продолжить работу
над скоординированным
исполнением
изучаемых движений.
5-й класс (четвертый год обучения):
Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых движений к обучающимся 5
класса остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом усложнения
программы:
продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения,
закреплением освоения хореографической грамоты, воспитанием более свободного владения
корпусом, движением головы и особенно рук, укрепление устойчивости (апломб) в различных
поворотах, в упражнениях на полупальцах; переходом к элементам будущей танцевальности,
освоение более сложных танцевальных элементов.
Продолжается работа над развитием пластичности и выразительности рук, корпуса,
выразительностью поз, совершенствованием исполнительской техники (введение различных
полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению.
Вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у
станка и на середине, усложнения учебных комбинаций; развитие артистичности, манерности,
изучение; ускоряется общий темп урока.
6-й класс (пятый год обучения):
Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью
и точностью координации при исполнении больших поз и туров, над точностью и чистотой
исполнения пройденных движений.
Освоение техники пируэтов, создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и на
пальцах на готовый музыкальный материал, развития виртуозности и артистичности, увеличение
16
нагрузки в adagio и усложнение его строения, освоение более сложных танцевальных элементов,
усвоение туров с различных приемов, дальнейшее развитие силы и выносливости,
совершенствование исполнительской техники, совершенствование координации, развитие
артистичности, манерности, чувство позы, изучение pirouеttes с различных приемов, а также
подготовка к вращениям по диагонали, знакомство с большими прыжками, изучение прыжков с
различных приемов и развитие баллона в больших прыжках.
IV. Методические и информационные материалы.
В
работе
с
обучающимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные
особенности обучающегося: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических
представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического
творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических
навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости
ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук,
элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать
движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения
хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и
исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения,
использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель
которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах
русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В
развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей,
просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником
должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и
выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения
определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения
выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию
профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать
технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического
произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца,
вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием
его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое
место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет
обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у
учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время
занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его
выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими
средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
17
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарнотематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года
преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики
работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать
индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарнотематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической
и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны
быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями,
возможностями и уровнем подготовки учеников.
Информационное обеспечение.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной
программы,
достижением
планируемых
результатов,
организацией
образовательной деятельности, обеспечивается:
- функционирование сайта детской музыкальной школы им. Г. А. Вавилова (имеется версия для
слабовидящих);
- страница ДМШ им. Г. А. Вавилова в контакте;
- информация в газетах (в интернете): статьи, фото и иное.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) актуальны и
обеспечивают достижение планируемых результатов.
V. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного обучения позволяет ДМШ расширить свои возможности в
осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении
режимов работы ДМШ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в
обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного
времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
Формы обучения: лекции, онлайн-уроки, онлайн-консультации, онлайн-конференции, вебинар
и другое.
Материально -техническое обеспечение.
При реализации образовательных программ необходимо:
- рабочее место;
- интернет;
- ноутбук, компьютер, колонки;
- средства для организации учебных коммуникаций: коммуникационные сервисы социальной
сети «ВКонтакте»; мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp); облачные сервисы Яндекс, Mail,
Google . Сотовая связь.
Применение дистанционных технологий обучения.
К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести
следующие:
- дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный период,
период карантина;
- реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения;
- организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для
пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни.
18
VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
разрабатывается ДМШ им. Г. А. Вавилова на каждый учебный год самостоятельно и входит в
годовой план работы ДМШ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются
созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды,
включающей организацию творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и
др.).
Методическая работа ДМШ представляет собой систему мероприятий, проводимых
коллективом в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого
применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и
эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы - непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности преподавателей дополнительного образования и совершенствование их
деятельности с учетом основных направлений инновационной работы в музыкальной школе. В
рамках методической деятельности школы проводятся следующие мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок;
- регулярное ознакомление с новой методической литературой;
- организация взаимодействия методических объединений школы в решении общих методических
проблем;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение уроков среди
преподавателей школы, проведение открытых уроков;
- знакомство и внедрение передового педагогического опыта других регионов;
- повышение качества педагогической и методической работы через систематическое участие
преподавателей в методических мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие
отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической работы
педагогического коллектива школы: педагогические советы, открытые уроки, публикации, курсы
повышения квалификации и иное.
Культурно-просветительская деятельность школы становится инструментом расширения
единого открытого культурного пространства и тесно соприкасается с творческой деятельностью.
Основными целями культурно-просветительской деятельности являются: развитие эстетического
вкуса и расширение кругозора слушателей (детской аудитории); повышение уровня
исполнительской культуры обучающихся; развитие форм содержательного досуга. Концерты:
общешкольные, в рамках проектов, внешкольная концертная деятельность.
VII. Материально-техническое обеспечение программы.
Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
балетный класс площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для
танца напольное покрытие (линолеумное), балетные станки (палки) длиной более 25 м
(11+7.67+7.67) погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на двух стенах;
наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку,
фильмотеку);
19
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий,
репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки для обучающихся и преподавателей.
VIII. Список литературы.
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей
хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ». 1992
8. Головкина С.Н.
«Уроки классического танца в старших классах
- М., Искусство,
1989
9. Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки», 2011
10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебнометодическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981
12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986
13. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978
14. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.: "Искусство", 1989
15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.:
"Аграф", 1999
16. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967
17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому
танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
18. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981
19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» - М.:
Искусство,1987
20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань», 2009
21. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986
20